Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Голицыны

Сообщений 1 страница 10 из 23

1

https://img-fotki.yandex.ru/get/769006/199368979.73/0_207ca0_612c0c8d_XXXL.jpg

Князь Голицын и Московский метрополитен

Игорь Шумейко

Москва в отличие, например, от тщательно спланированного Петербурга была наиболее сложным полигоном для промышленной революции рубежа XIX-XX веков. Но без той реформы города в современном понятии просто бы не было. Нынешняя Москва без метро и трех транспортных колец стала бы разве что городом-музеем, бетонными Кижами┘

В новую эру город входил под многолетним руководством князя Владимира Михайловича Голицына - губернатора, а затем московского городского головы. Крайне редко дореволюционная Москва давала звания почетного гражданина города. Владимир Михайлович Голицын был одним из двенадцати почетных граждан Москвы. (Недаром в эти дни студия "Телефильм" заканчивает монтаж фильма режиссера В. Осминина и продюсера Ю. Мацука о князе Владимире Голицыне.)

В 1883 г. князь Голицын назначен исполняющим должность московского вице-губернатора. Одна из главных заслуг Владимира Михайловича перед Москвой - "вписывание" в давно сложившийся город новой инфраструктуры. Построены были: Первая Московская электростанция (1886 г.) на Раушской набережной, Георгиевская электростанция (1888 г.). Четыре новых вокзала: Курский, Павелецкий, Виндавский (Рижский), Савеловский. 50 артезианских скважин на территории города, Рублевские водозаборные сооружения. Первые очистные сооружения (5,4 тыс. кубометров в сутки), первая телефонная станция.

Кажется, простое дело - трамвай... Но город был весь "разобран" на маршруты отдельных конок, находившихся во владении множества частных лиц. За несколько лет город выкупил права на эксплуатацию конки и заменил ее трамваем. Скандалов, заказных убийств, побегов за границу, процессов, "сливаний компромата" - зафиксировано не было.

При князе Голицыне городская управа приняла и проект Метрополитена. Осуществление было рассчитано на 1914-1920 годы. Первая линия - "от Сокольников до Парка" - узнаете? Проектировщики тридцатых годов начинали не на пустом месте. Однако первым в Москве справочники называют проект метрополитена инженера Балинского, в истории которого роль князя Голицына тоже очень характерна.

В 1902 г. он был вызван к генерал-губернатору (великому князю Сергею Александровичу), где обсуждался договор с автором проекта. Будучи спрошен, князь Голицын сказал, что выскажется только после того, как его специалисты подробно рассмотрят юридические, технические и финансовые условия договора. Выяснилось. Балинский предлагал построить линию метро Замоскворечье-Тверская застава (площадь Белорусского вокзала) за пять лет. Для покрытия своих затрат он будет пользоваться доходами линии несколько лет, и кроме того┘ с первого же дня начала строительства к нему переходит весь доход от трамвая. Если за пять лет он не завершит метро, то все им построенное переходит городу безвозмездно. Разобравшись во всех условиях предлагавшегося варианта князь Голицын объяснил генерал-губернатору суть аферы. Забирая на пять лет высокодоходный трамвай, Балинский будет для отвода глаз "ковырять землю, а через пять лет объявит, что не получилось". Все московские специалисты поддержали князя Голицына, махинация не удалась.

Те проекты, слухи, газетные статьи породили тогда в обществе настоящую футуристическую волну. Появилась популярная серия открыток "Москва будущего". На картине Николая Каразина Замоскворецкий метромост выходит к гигантскому (выше Кремля) зданию метровокзала на Васильевском спуске. Храм Василия Блаженного, вроде оставленный, едва проглядывается за готическими башнями новостройки.

И выбор направления (практический расчет пассажиропотоков провел в 30-х настоящую первую линию совершенно "перпендикулярно": Сокольники-Хамовники), и гигантская эстакада, перечеркивающая Красную площадь, и бурная поддержка "передовой публики" - все это как-то очень знакомо. Вспоминаются и Дворец Советов, и проект хрущевского "автобана" Север-Юг, поверх Москвы, и много еще чего┘

Случались истории и очень колоритные. На московский Главпочтамт приходит письмо из Англии. Адрес - на английском языке, но можно догадаться, разобрать┘ "Metro┘" слово, которое у всех тогда на устах. И почтовые чиновники отправляют письмо в Городскую управу, занимавшуюся проектами метрополитена. Там, вскрыв его, с ужасом видят, что письмо это от архиепископа Кентерберийского - МИТРОПОЛИТУ московскому Макарию! (Корень, от греческого metropolic, действительно у них общий.) Мог выйти крупный скандал. Князю Голицыну пришлось ехать ко владыке, извиняться, вручая вскрытое письмо.

Тем и хорош пример князя Голицына: русская душа - однако при том и европейская хватка. Проект - экспертиза - расчет - резолюция┘

Забавно сравнить это со стилем Александра I, тоже вроде сторонника европейской бюрократической школы. И случай тоже (такая уж оказия) связан с проектом метро. Некто Торгованов ухитрился пробиться к царю с проектом "тоннеля быстрой езды под Невой". Резолюция Александра: "Выдать Торгованову 200 рублей и обязать его подписью - никогда впредь прожектами не заниматься".

В апреле 1897 года князь Голицын 101 голосом против 4 избирается городским головой Москвы и начинается второй этап его выдающейся деятельности. Должность городского головы в то время была подобна нынешней - мэра города. Он отвечал за все, начиная от дорожного строительства до устройства школ и приютов. В отличие от предшественников он предоставлял широкую инициативу членам Управы и гласным. Городские предприятия стали доходными, подтвердив достоинства муниципальной формы собственности. Городское хозяйство Москвы стало образцом для всех городов России. Практические успехи князя Голицына бесспорны. "Крепкий хозяйственник", трижды избирается главою города.

После отставки в конце 1905 года он не пошел в Государственную Думу (внесли бы на руках - бесспорно), а занялся приютом Общества попечения о неизлечимо больных в Савиновском переулке.

После революции его арестовали. Узнав о том, новый московский глава, третье-четвертое лицо в рейтинге ВКП(б) Лев Каменев вызвал Голицына к себе и долго беседовал ("как мэр с мэром"). Выдал "охранную грамоту", которую попросил завизировать и других деятелей Политбюро. После того как в тридцатых годах эти деятели догнали свою судьбу, бумажка стала, наоборот, опасным букетом автографов врагов народа и ее сожгли.

Был и "поклон от Луначарского". Благодаря двум полувековой давности брошюркам (одна из них - "О флоре Тульской и Московской губерний") Владимир Голицын становится членом КУБУ (Комиссия по улучшению быта ученых) - третьей (из четырех) категории. Получает паек┘

Но, похоже, идея "сто первого километра" вызревала в большевистском руководстве постепенно┘ В 1929 году Голицыных лишили продовольственных карточек и выслали из Москвы - станция Хлебниково Савеловской железной дороги. В 1931-м попросили переехать подальше.

Следующим был "богоспасаемый град Дмитров". В Дмитрове и князю Кропоткину дали умереть своей смертью. Четыре поколения Голицыных поселились в небольшом домике на улице бывшей Дворянской, тогда уже Кропоткинской (переименованной по указанию Ленина).

Умер Владимир Голицын в 1932 году. Похоронили его на кладбище близ Казанской церкви. Теперь это просто четверть сотки, засаженный смородиной участок за забором чужого дома.

0

2

Князь Владимир Михайлович Голицын (10 (22) июля 1847 — 29 февраля 1932, Дмитров) — действительный тайный советник и камергер.

Московский вице-губернатор (1883—1887), губернатор (1887—1891), городской голова (1897—1905), один из 12 почётных граждан города Москвы (c 1905), которым это звание было дано до революции.

Происходил из той линии Голицыных, которой принадлежало с конца XVII века Петрово-Дальнее. Сын князя Михаила Фёдоровича Голицына и внук (со стороны матери) графини Юлии Барановой, родился 10 (22) июля 1847 в Париже. Имел братьев: Ивана (1835—96), Александра (1838—1919) и Михаила (1840—1918).

С 1871 года Владимир Михайлович был женат на знатной армянке Софии Николаевне Деляновой (1851—1925), дочери директора Лазаревского института, наследнице армянского рода Лазаревых, племяннице министра И. Д. Делянова. София Николаевна помогала мужу в делах благотворительности, на собственные средства открывала богадельни и приюты. С юности увлекалась живописью, рисовала и писала акварелью, брала уроки у Г. Г. Гагарина и В. Серова. Устраивала у себя рисовальные вечера, на которых бывали многие известные художники. Оставила интересные воспоминания о дворянском быте и жизни высшего света конца ХIХ века. Похоронена на Дорогомиловском кладбище в Москве.

В браке родились:

Елена (1872—1875)
Михаил (1873—1942), два сына и пять дочерей. Сын — писатель Сергей. Внуки — художник Илларион; академик РАН, физик Георгий.
Николай (1874—1942)
София (1875—1952) — с 1895 года супруга Константина Николаевича Львова (1870—1937)
Александр (1876—1951)
Вера (1878—1967) — супруга графа Льва Алексеевича Бобринского (1878—1922)
Владимир (1879—1969).
Мария (1887—1888)
Елизавета (1889—1943) — с 1912 года супруга князя Владимира Сергеевича Трубецкого (1892—1937)
Татьяна (1892—1920) — с 1914 года супруга Петра Сергеевича Лопухина (1885—1962)

В 1883 году Голицын назначается московским вице-губернатором, с 1887 года становится губернатором. В 1885—1893 годах по инициативе московского городского головы Н. А. Алексеева формируется новая городская инфраструктура: строится первая электростанция (в Георгиевском переулке — 1888 год), первая телефонная станция, 50 артезианских скважин на территории города, Рублевские водозаборные сооружения, очистные сооружения (5,4 тыс. кубометров в сутки). Городской бюджет, ранее пополнявшийся преимущественно налогом на недвижимость, получил новые источники доходов в виде муниципальных предприятий, строившихся на заёмные деньги.

В 1897 году Голицын 101 голосом против 4 избирается городским головой Москвы, сменив К. В. Рукавишникова. Выполняя план Н. А. Алексеева по созданию доходных муниципальных коммерческих предприятий, в роли городского головы Голицын организовал скупку городом частных линий конок, заменённых впоследствии единой сетью трамвайных маршрутов. Именно при Голицыне городские предприятия в целом выходят на прибыль и к 1901 году её доля в доходах бюджета достигает 28 % (столько же приносил налог на недвижимость). Строятся электростанции на Раушской и Берсеневской набережных (МОГЭС-1 и МОГЭС-2), Павелецкий, Виндавский (Рижский), Савеловский, перестраивается Курский вокзал. В начале XX века разрабатываются первые проекты Московского метрополитена, осуществить которые, однако, помешала война и Революция.

При Голицыне городская дума вышла за пределы хозяйственных функций, став заметной силой в политической жизни всей страны. В конце 1904 года Голицын лично возглавил оппозиционно настроенную часть Думы, обратившись к царю с конституционными требованиями. В связи с событиями октября 1905 года Голицын выходит в отставку и становится почётным гражданином Москвы, попечителем Народного университета имени А. Л. Шанявского. Место городского головы занял не менее успешный администратор Н. И. Гучков. В отставке Голицын занимается приютом Общества попечения о неизлечимо больных в Саввинском переулке.

Городской голова Голицын — субъект сатирической пьесы Власа Дорошевича «Трагедия о Московской думе и об украденном ларце», пародирующей пушкинского «Бориса Годунова».

После революции Голицын — библиограф отдела народного образования в Богородицке. Неоднократно арестовывался, в 1929 выслан сначала в Загорск, затем в Дмитров, где и скончался 29 февраля 1932.

Похоронен на кладбище около Казанской церкви в селе Подлипичье (ныне в составе города Дмитров). Могила до настоящего времени не сохранилась, а территория самого кладбища была впоследствии частично застроена.

0

3

https://img-fotki.yandex.ru/get/769553/199368979.72/0_207c8a_e62bbfdd_XL.jpg

«Золотая» свадьба Владимира Михайловича и Софьи Николаевны Голицыных.
Богородицк, 1921 г. Фото из архива А.В. Трубецкого.

0

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/768433/199368979.73/0_207c9f_e3d6d016_XXXL.jpg

Князь Владимир Михайлович Голицын (1847-1932).
Фотография 1871 г.

0

5

https://img-fotki.yandex.ru/get/765674/199368979.73/0_207c8b_ad22a0ad_XXXL.jpg

Княгиня Софья Николаевна Голицына, ур. Делянова (1851-1925), жена князя Владимира Михайловича Голицына.
Фотография 1871 г.

0

6

https://img-fotki.yandex.ru/get/769660/199368979.73/0_207c9e_a27fbd43_XXXL.jpg

Кн. Софья Николаевна Голицына. 1872 г.

0

7

https://img-fotki.yandex.ru/get/765674/199368979.72/0_207c8c_3ffc3df5_XL.jpg

Сцена из спектакля по пьесе В. Крылова «Шалость» в имении вел.кн. Сергея Александровича.
Ильинское.
Стоят справа налево: вел.кн. Константин Константинович, вел.кн. Павел Александрович, кн. С.Н. Голицына, кн. А.Д. Голицына, неизвестный, барон Г.Н. Шиллинг.
Сидят: вел.кн. Сергей Александрович и кж. А.Н. Голицына. 1884 г.

0

8

https://img-fotki.yandex.ru/get/484172/199368979.72/0_207c8f_f41adec_XL.jpg

Студенты. Стоят: А.В. Давыдов, гр. М.Л. Толстой, гр. Поль Бутенев, кн. В.В. Голицын.
Сидят: Александр Дольмен, С. Лопухин, кн. А.В. и кн. Н.В. Голицыны. 1900-е годы.

0

9

https://img-fotki.yandex.ru/get/769006/199368979.73/0_207c90_a2559d09_XL.jpg

Анна Сергеевна Лопухина и кн. Михаил Владимирович Голицын (сын В.М. Голицына) в день свадьбы. 1899 г.

0

10

https://img-fotki.yandex.ru/get/768433/199368979.73/0_207c9b_fcd932d3_L.jpg

Кн. Михаил Владимирович Голицын. 1899 г.

0