Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » Персоналии участников движения декабристов » ЕЛАГИН Алексей Андреевич.


ЕЛАГИН Алексей Андреевич.

Сообщений 1 страница 10 из 12

1

АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ ЕЛАГИН

(1790 - 1846).

Поручик 13 артиллерийской бригады. Участник Отечественной войны 1812 г.
Друг Г.С. Батенькова. Жил в Москве, где у него бывал Гавриил Степанович.
Отношение к движению декабристов не имел, после ареста Батенькова Елагины хлопотали о его судьбе на правах родственников.
Уйдя в отставку, получил чин штабс-капитана артиллерии и поселился в своем белёвском имении.
Писатель, переводчик, поклонник немецкой идеалистической философии.

Похоронен в с. Петрищево Белёвского уезда Тульской губернии (могила не сохранилась).

Жена (с 4.6.1817)- Евдокия (Авдотья) Петровна Юшкова (1789 - 1877), троюродная сестра Елагина, вдова Василия Ивановича Киревского, с которым прожила с 1805 по 1812 гг.
В 23 года похоронила первого мужа, имея уже трёх детей: Петра (1807 - 1856), литератора, собирателя русских песен, переводчика, славянофила. По его завещанию Батеньков, вернувшись из Сибири, переводил «Историю Византии» Лебо; Ивана (1806 - 1856), философа- идеалиста, публициста, литературного критика, общественного деятеля, славянофила, женатого не ранее 1829 г. на Наталье Петровне(?) ; и Марию.
Мать Евдокии Петровны, Варвара Афанасьевна Юшкова (урождённая Бунина) была родной сестрой (по отцу) В.А. Жуковского; Елагина переводила пьесы, некоторые её переводы печатались (безымянно). В 1820-х гг. содержала известный всей Москве литературно - музыкальный салон.

Дети:
Василий (1818 - 1879), в 1839 окончил Московский университет, общественный деятель, историк-славянофил, занимался средневековой историей Чехии, был женат на своей троюродной сестре Екатерине Ивановне Мойер (1821 - 1899), оставившей воспоминания о Батенькове;
Николай (1822 - 1876), калужский помещик, общественный деятель в период подготовки и проведения крестьянской реформы 1861;
Рафаил (род. и ум. 18.9.1823),
Андрей (р. 18.9.1823),
Елизавета (Лила) (1825 - 1848), заочная крестница Батенькова.

0

2

Елагины

Елагины — русский дворянский род, разделившийся на восемь ветвей. Родоначальник их, Винцентий, выехал, по легендарным сказаниям древних родословцев, из Рима в 1340 г. в Литву, а оттуда в Москву. Несомненно, что род этот существовал в начале XVI века в Новгородской области. Русин Гаврилович Е. был наместником в Копорье и Гдове (1579-1586). Двое Е. убиты при осаде Смоленска в 1634 г. Многие Е. в XVII в. были воеводами, стольниками и стряпчими. Перфилий Иванович Е. († в 1745 г.) был сотником Вотчинной коллегии. О сыне его Иване см. соотв. статью. Род Е. внесен в VI, III и II части родословной книги Казанской, Калужской, Курской, Московской, Нижегородской, Псковской, Рязанской, С.-Петербургской, Тульской, Тамбовской, Владимирской и Костромской губерний (Гербовник I, 46).
"Брокгауз и Ефрон"
Дополнительная информация. Некоторые дворяне конца XIX века с этой фамилией. В конце строки - губерния и уезд к которой они приписаны.
Елагин, Дм. Ал-еев., кр., г. Нерехта. Костромская губерния. Нерехтский уезд.
Елагин, Никл. Нил., кр., с. Малыя Ари, Лукоян. у. Нижегородская губерния. Арзамаский уезд. Дворяне, имеющие право голоса.
Елагин, Пет. Пет., кс., с. Успенское. Псковская губерния. Новоржевский уезд.

0

3

http://forumfiles.ru/files/0019/93/b0/21524.gif

Салон Елагиных.
Изображены (слева направо): Д. Н. Свербеев, Д. А. Валуев, Н. Ф. Павлов, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, А. А. Елагин, К. С. Аксаков, С. П. Шевырев, А. Н. Попов, В. А. Елагин, П. В. Киреевский (рядом бульдог Булька).
Рисунок Э. А. Дмитриева-Мамонова. Первая половина 1840-х гг.


ЕЛАГИН Алексей Андреевич (21 I 1790—21 III 1846) — участник заграничных походов, офицер артиллерии, штабс-капитан, отчим И. В., М. В. и П. В. Киреевских (см.).
Московский знакомый Пушкина (2-я пол. 1820-х — 1830-е гг.). В свои приезды в Москву Пушкин был частым посетителем дома Е. и Киреевских, проживавших вместе (у Красных ворот — Хоромный тупик, д. 4) (4).
29 апр. 1830 Пушкин был с Е. на новоселье у М. П. Погодина. Здесь с участием Пушкина, Е. и др. лиц было написано коллективное письмо к С. П. Шевыреву (1, 2).
Елагин присутствовал 17 февр. 1831 на «мальчишнике» у Пушкина (3).
Сохранились списки стихотворения «К морю» и отрывка из «Гавриилиады», написанные рукою Е.
Пушкин был знаком также с женой Е. — Авдотьей Петровной (см.) и детьми: Андреем (18 IX 1824—27 XII 1844), Василием (13 VI 1818—11 VII 1879), Николаем (23 VIII 1822—11 II 1876) и Елизаветой (1825—7 VII 1842).

1. Пушкин, XIV, с. 85; 2. PA, 1882, № 6, с. 145—147; 3. Рассказы о П., с. 130; 4. PA, 1877, № 8, с. 483—495; 5. PA, 1905, № 8, с. 607; 6. ЛН, 79, по указ.; 7. Портрет Е.: Гоголь, Жуковский, л. 59.

0

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/872132/199368979.c7/0_219ab3_812345f1_XXXL.jpg

Киреевская-Елагина (Юшкова) Авдотья Петровна.

Авдотья Петровна Елагина родилась 11 января 1789 г. в имении своих родителей, Юшковых, в селе Петрищеве Белевского уезда Тульской губернии. Ее отец Петр Николаевич был советником казенной палаты в Туле. Ее мать - Варвара Афанасьевна была хорошей музыкантшей. Дед Елагиной – Афанасий Иванович Бунин был настоящий русский барин. По словам всех знавших его, «честнейший, благороднейший и весьма деятельный человек». Известно, что внебрачным сыном А.И. Бунина был знаменитый впоследствии поэт Василий Андреевич Жуковский, который рос и воспитывался вместе с дочерьми Бунина.

Шестнадцати лет Авдотья Петровна была выдана замуж за Василия Ивановича Киреевского. От этого брака у Авдотьи Петровны было трое детей: Иван, Петр и Мария. Детство, проведенное рядом с Жуковским, не прошло для них даром. Сама Авдотья Петровна под началом Василия Андреевича много читала, делала выписки и переводы. Некоторые удачные ее работы были напечатаны в журналах «Европейце» и «Москвитянине». Братья Киреевские получили глубокое домашнее образование, позже оба закончили Московский университет и поступили на службу в Архив министерства иностранных дел. Там они познакомились с А.И. Кошелевым, братьями Д.В. и А.В. Веневитиновыми, С.П. Шевыревым, С.А. Соболевским и др. Все они стали известными поэтами, литераторами и журналистами. В кругу близких Жуковского хорошо писали по-русски. Василий Андреевич с интересом следил за творчеством братьев Киреевских и однажды писал Ивану Васильевичу: «Слог твой мне нравится. Знаешь ли, у кого ты выучился писать? – У твоей матери. Я не знаю никого, кто бы писал лучше ее». Жуковский всегда высоко ценил литературный вкус А.П. Елагиной.

В 1817 г. Авдотья Петровна вторично вышла замуж за своего троюродного брата Алексея Андреевича Елагина. Он происходил из знатного и богатого рода. Алексей Андреевич Елагин полюбил детей Авдотьи Петровны от Киреевского и стал для них прекрасным отцом. Елагин был большой любитель философского чтения и увлек им Ивана и Петра.

В 1820-е годы семья Елагиных переселилась в Москву, где был куплен дом у Красных ворот, ставший своеобразным духовным центром. Все известные литераторы, поэты, общественные деятели перебывали в нем.

Были в салоне Авдотьи Петровны и свои завсегдатаи. Среди них, Гоголь. Поэт А.М. Языков вспоминал: «У Гоголя сплин. Никуда не ходит, кроме Авдотьи Петровны». Отношения с Гоголем не прервались, когда он уехал за границу: между ними началась переписка.

Когда выросли сыновья Елагиной, дом их наполнился молодежью, которой было легко и свободно в присутствии Авдотьи Петровны. У нее в доме подолгу жили друзья сыновей: А.Н. Попов, Д.А. Валуев, Н.М. Языков. Обстановка дома отличалась демократичностью: приходили без особых приглашений, вели дискуссии, пили чай, курили. В то время еще не было принято курить табак в обществе, но в студенческой среде это было распространено. Разрешалось курение и в салоне Елагиной.

Со временем именно дом у Красных ворот стал местом споров западников и славянофилов. Они, по молодости лет, горячились, доказывали каждый свою правоту. Авдотья Петровна, как радушная хозяйка, умело смягчала порой резкий тон суждений, создавая атмосферу доброжелательности и гостеприимства. А.И. Кошелев, друживший с Киреевскими, и часто бывавший в их доме, писал: «Не могу также не упомянуть здесь о благодетельном влиянии, которое имели на меня и Киреевского наши матери, т.е. моя и его, А.П. Елагина, друг Жуковского, женщина высокообразованная и одаренная чрезвычайно любящим сердцем. Они руководили нами очень умно, давая нам полную свободу в выборе и предметов для занятий и наших приятелей. Они были между собой дружны и действовали заодно ко благу своих детей».

В салоне Елагиной не только велись споры, диспуты, т.д., но, и веселились, устраивались танцы, в которых принимали участие все присутствующие. Старшие сыновья Елагиной, братья Киреевские, стали известными литераторами, славянофилами.

Вслед за ними увлеклись идеями славянофильства и братья Елагины. Они утверждали свою любовь к России, к ее старине еще и чисто внешними атрибутами: носили косоворотку, сапоги, мурмолку, отрастили бороды. О сыновьях А.П. Елагиной от второго брака: Василии, Николае и Андрее известно, что они получили прекрасное университетское образование. В.А. Елагин, закончил юридический факультет, но, по призванию, был талантливым историком и написал интересную работу «Об истории Чехии».

Круг А.П. Елагиной, ее сыновей и внуков был обширен, интересы их разнообразны. Сама Авдотья Петровна была центром притяжения для друзей своих сыновей, которые всегда чувствовали ее поддержку, интерес, советовались с ней, и она общалась с ними на равных. И это помогало ей находить силы перенести несчастья, невосполнимые утраты, которые выпали на ее долю в 1840-е годы. В 1844 г. неожиданно умер сын Андрей, поэт и весельчак, в 1846 г. Авдотья Петровна второй раз овдовела, в 1848 г. умерла дочь-невеста Елизавета.

После смерти сына Николая Алексеевича, оставшись одна, Авдотья Петровна вынуждена была переехать в Дерпт, где проживала семья ее старшего сына Василия. Ее внучка вспоминала: «В Дерпте бабушку встретили как родную Зейдлицы, Шаховские, Мамоновы и Соллогуб, и благодаря их заботам и ласке, бабушка примирилась с Дерптом, и охотно принимала участие в молодой жизни, с удовольствием смотрела наши спектакли и пр. Профессора и дерптяне оценили умную, образованную и очаровательную старушку». Авдотье Петровне в это время было 88 лет. Она умерла в Дерпте 1 июня 1877 г.

0

5

http://forumfiles.ru/files/0019/93/b0/75772.jpg

А.П. Елагина (Киреевская). Рисунок М.А. Протасовой .1812 г.

"Брокгауз и Ефрон":

Елагина Авдотья Петровна — одна из самых замечательных русских женщин (1789-1877), дочь тульского помещика Юшкова. Получила прекрасное воспитание в семье своей бабушки Буниной. С немецким языком и литературой она познакомилась при посредстве Жуковского, ее дяди.
16-ти лет она вышла замуж за Василия Ивановича Киреевского, человека очень ученого, довершившего ее образование.
В 1812 г. Киреевский добровольно принял в свое заведование госпиталь в Орле, привел его в образцовой порядок, но при этом заразился и умер, оставив 2 сыновей, Ивана и Петра, и дочь Марью.
В 1817 г. Е. вступила во второй брак с Алексеем Андреевичем Елагиным.
В 1821 г. Е. переехали на житье в Москву. С этого времени Е. принимает живое и непосредственное участие в жизни литературных и ученых московских кружков, сначала в блестящем кружке, который еще в царствование Александра I образовался вокруг Ник. Полевого и к которому принадлежали Пушкин, князь Вяземский, Кюхельбекер, князь Одоевский, Шевырев, Погодин, Максимович, Кошелев.
С 1826 г. кружок Полевого сменился другим, не менее блестящим и талантливым, сгруппировавшимся около начинающего поэта Дм. Ив. Веневитинова. Кроме Пушкина и князя Вяземского, в нем участвовали С. И. Мальцев, С. А. Соболевский, поэт Баратынский, Д. Н. Свербеев и др.
В 1831 г. в салоне Е. возникла мысль об издании журнала "Европеец". К этому же времени относится знакомство Е. с А. И. Тургеневым и появление в кружке П. Я. Чаадаева и А. С. Хомякова, а с 1835 г. к нему примкнули некоторые из молодых профессоров московского университета, только что возвратившееся из-за границы.
В 1838 г. с Е. познакомился Гоголь, а в сороковых годах салон ее стали посещать Герцен, Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, Н. П. Огарев, Н. М. Сатин, Дм. Валуев, позднее Кавелин. Приезжавшие в Москву знаменитости, русские и иностранцы, спешили явиться в салон Е. Здесь преобладало только что зародившееся славянофильство, которому сама Е., сочувствовала не в отрицании петровской реформы, а в нелюбви к Петру за его жестокость, воспоминания о которой живо сохранились в семейных преданиях Лопухиных, состоявших с Е. в отдаленном родстве или свойстве.
С половины 1840-х гг. счастье стало изменять Е.: умерло несколько сыновей и дочерей (от Елагина), в 1846 г. умер и муж. Кружок друзей редел.
В 1856 г. один за другим умерли братья Киреевские.
Последние годы жизни А. П. прожила у сына своего Николая Е., а когда он в 1876 г. скоропостижно умер, А. П. поселилась в Дерпте, в семействе единственного оставшегося в живых сына своего, Василия Е.; здесь она и скончалась.
Е. не была писательницей, но в движении и развитии русской литературы и русской мысли участвовала более, чем многие писатели по профессии. Литературные, художественные, религиозно-нравственные интересы преобладали в ней над всеми прочими; политические и общественные вопросы отражались в ее уме и сердце своей гуманитарной и литературно-эстетической стороной. Она много читала и думала, часто слышала самые разнообразные суждения об одних и тех же предметах, и это сделало ее замечательно терпимой ко всякого рода взглядам, лишь бы они были искренни, правдивы и выражались не в грубых формах. Живость, веселость, добродушие, личное знакомство с массой интереснейших людей и событий, удивительная память — все это придавало ее беседе особенную прелесть. Е. спешила на помощь всякому, кто только в ней нуждался, часто даже вовсе незнакомому. Она много переводила с иностранных языков, но печатала мало.
Биографию Е. написал К. Д. Кавелин, в "Северном Вестнике", 1877 г., №№ 68 и 69. Ср. еще "Русский Архив", 1877 г., №№ 7 и 8). Письма Е. к А. Н. Попову, 1842-55 гг., напечатанные в "Русском Архиве", 1886 г., кн. I.

0

6

https://img-fotki.yandex.ru/get/397894/199368979.179/0_26de9e_b88b2346_XXXL.jpg

Портрет А.П. Елагиной. Художник Н. Неврев. 1870-е гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Елагина Авдотья Петровна

Материал из Википедии

Авдо́тья Петро́вна Ела́гина (11 [22] января 1789 — 1 [13] июня 1877, Дерпт) — урождённая Юшкова, по первому браку Киреевская. Мать Ивана и Петра Киреевских. Хозяйка знаменитого общественно-литературного салона, переводчик.

Авдотья Петровна родилась в селе Петрищево Белёвского уезда Тульской губернии в семье помещика Петра Николаевича Юшкова[1], занимавшего видное место в тульской губернской администрации. Её мать Варвара Афанасьевна Бунина (1769—1797) была сестрой по отцу и крёстной Василия Андреевича Жуковского, который стал первым учителем Авдотьи Петровны и на всю жизнь её другом. Учителем русского языка был, руководивший литературными вечерами в доме Юшковых, Феофилакт Гаврилович Покровский.

Н. Неврев. Портрет А. П. Елагиной, 1870-е, Третьяковская галерея

После ранней смерти матери (от чахотки), Авдотья Петровна вместе с сёстрами Анной, Екатериной и Марией воспитывались у их бабушки, Марии Григорьевны Буниной (урожд. Безобразова; 1729—1811) в селе Мишенском.

В 16 лет (16 января 1805 года) Авдотья Петровна была выдана замуж за Василия Ивановича Киреевского (1773—1812)[2] Киреевский был образованным человеком: знал пять языков, собирал библиотеку; «был религиозен до нетерпимости, ненавидел Вольтера, скупал и истреблял его сочинения»[3]. Жили Киреевские селе Долбино близ Белёва; в счастливом браке у них родились четверо детей. В 1812 году В. И. Киреевский на свои средства, «без всякого полномочия или приглашения от властей», расширил орловскую больницу, где содержались раненые. Умер 1 (13) октября 1812 года от тифа. После смерти мужа Авдотья Петровна уехала с детьми к тётке, Екатерине Афанасьевне Протасовой — вдове брата Анастасии Ивановны Плещеевой тульского губернского предводителя дворянства Андрея Ивановича Протасова, которая с двумя своими дочерьми, Марией и Александрой, жила в Орле и возле Орла, в имении Муратово, где для них В. А. Жуковским был выстроен господский дом. Сам Жуковский ещё весной 1811 года купил в полуверсте от Муратово дом в деревне Холх. Накануне 1813 года Авдотья Петровна вернулась в Долбино, где у своей «милой долбинской сестры» с 1813 года (после возвращения из ополчения) «бывал подолгу и гостил В. А. Жуковский»[4] — осень 1814 года стала наиболее плодотворным периодом в его творчестве.

В 1817 году Авдотья Петровна вышла замуж за писателя и переводчика Алексея Андреевича Елагина (?—1846)[5]. Он был её троюродным братом, оба происходили из рода Буниных: «Авдотья Петровна от Афанасия Ивановича, а второй муж ее, Елагин — от родной сестры Бунина, Анны Ивановны Давыдовой, которой дочь, Елизавета Семеновна Елагина, была матерью Алексея Андреевича»[6].

В 1821 году семья Елагиных переехала в Москву. С 1830-х годов, после возвращения братьев Киреевских из-за границы, дом Елагиных у Красных ворот стал центром культурной жизни Москвы. Соученики и друзья её детей, профессора Московского университета, писатели и поэты — весь цвет той эпохи стремился в салон Елагиных. Здесь встречались людей разных убеждений и любой, вне зависимости от своих взглядов, мог рассчитывать на приветливое отношение хозяйки. Авдотья Петровна активно участвовала в общественной жизни: помогала И. В. Киреевскому в издании журнала «Европеец», ходатайствовала о цензурном разрешении «Философических писем» Петра Чаадаева, о смягчении участи Гавриила Батенькова. О салоне Авдотьи Петровны Елагиной один из его постоянных посетителей в 40-х годах XIX века, Константин Дмитриевич Кавелин, вспоминал[7]:

… дом и салон Авдотьи Петровны были одним из наиболее любимых и посещаемых средоточий русских литературных и научных деятелей. Все, что было в Москве интеллигентного, просвещенного и талантливого, съезжалось сюда по воскресеньям. Приезжавшие в Москву знаменитости, русские и иностранцы, являлись в салон Елагиных. В нём преобладало славянофильское направление, но это не мешало постоянно посещать вечера Елагиных людям самых различных воззрений… Здесь они встречались и знакомились со всем, что тогда было выдающегося в русской литературе и науке, прислушивались к спорам и мнениям, сами принимали в них участие и мало-помалу укреплялись в любви к литературным и научным занятиям… Пишущий эти строки испытал на себе всю обаятельную прелесть и всё благотворное влияние этой среды в золотые дни студенчества; ей он обязан направлением всей своей последующей жизни и лучшими воспоминаниями. С любовью, глубоким почтением и благодарностью возвращается он мыслями к этой счастливой поре своей молодости, и со всеми его воспоминаниями из того времени неразрывно связана светлая, благородная, прекрасная личность Авдотьи Петровны Елагиной, которая всегда относилась к нему и другим начинающим юношам с бесконечной добротой, с неистощимым вниманием и участием…

Летом Елагины и Киреевские выезжали в подмосковные имения: в 1831, 1832 годах они жили в Ильинском, в 1833 — в Архангельском[8], в 1834 — снова в Ильинском. В марте 1835 года А. П. Елагина выехала на лечение в Карлсбад; заграничное путешествие, во время которого состоялось знакомство с Шеллингом и Тиком, продолжалось до июля 1836 года. Второй и последний раз она побывала за границей в 1841 году — ездила знакомиться с невестой В. А. Жуковского.

Последние годы жизни А. П. Елагина провела в имении Уткино, которое устроил рядом с Петрищевым её неженатый сын Николай; приезжая в Москву лишь на зиму. После избрания Николая Алексеевича в 1873 году предводителем дворянства Белевского уезда, она стала проводить зимние месяцы в Белёве. Но после скоропостижной смерти сына Николая (11.02.1876), она была вынуждена переселиться к старшему сыну Василию Алексеевичу — в Дерпт, где спустя год скончалась на 88-м году жизни. Похоронена 10 июня 1877 года в родовом селе Петрищево.

К. Д. Кавелин после смерти Елагиной отмечал в некрологе: «Невозможно писать историю русской литературы и научного движения за это время, не встречаясь на каждом шагу с именем Авдотьи Петровны… Авдотья Петровна не была писательницей, но участвовала в жизни и развитии русской литературы и русской мысли более, чем многие писатели и учёные по ремеслу»[9].
Переводы А. П. Елагиной

А. П. Елагина много переводила, но значительная часть её переводов не была напечатана. Среди изданного:

    Х. Стеффенс Что я пережил. Автобиография // «Москвитянин». — 1845 (переводчик не указан)
    О Троянской войне. Историческая статья. 1843—1844

Семья

В первом браке, с В. И. Киреевским, родились:

    Иван Васильевич Киреевский (1806—1856)
    Пётр Васильевич Киреевский (1808—1856)
    Дарья Васильевна Киреевская (1811—1859)
    Мария Васильевна Киреевская

Во втором браке, с А. А. Елагиным, родились

    Василий Алексеевич Елагин (1818—1879)
    Николай Алексеевич Елагин (1822—1876)
    Андрей Алексеевич Елагин (1823—1844)
    Елизавета Алексеевна Елагина (1825—1848)
    Рафаил (?—1823), Елизавета и Гавриил умерли младенцами.

Примечания

Происходил из известного дворянского рода Юшковых; его дядя — тайный советник Иван Иванович Юшков
Василий Иванович Киреевский происходил из старинного дворянского рода. Служил ротмистром в Острогожском легкоконном полку, в 1795 году вышел в отставку и служил выборным уездным судьёй.
Кавелин К. Д., 2006, с. 203.
Кавелин К. Д., 2006, с. 213.
О нём известно немногое. Представитель аристократического рода Елагиных, «богатый помещик, хлебосол, вполне благонамеренный человек, участник кампаний 1812—1814 гг. и друг декабриста Г. С. Батенькова», который после амнистии (в 1856 году) жил в имении Елагиных Петрищево и здесь же, в ограде церкви оба были похоронены.
Кавелин К. Д., 2006, с. 204.
Кавелин К. Д., 2006, с. 205.
В это время Авдотья Петровна Елагина выполнила «несколько прекрасных копий с картин юсуповской галереи».
Северный Вестник (газета, изд. В. Ф. Коршем). — № 68, 69.

0

7

https://img-fotki.yandex.ru/get/894414/199368979.c7/0_219ab5_8bb3a35d_XXXL.jpg


ЕЛАГИН Василий Алексеевич
(13[25], по др. сведениям — 2[14].06.1818—22.07[3.08].1879), историк, мыслитель, публицист. Сын А. П. Елагиной; брат по матери И. В. и П. В. Киреевских. Родился в с. Долбино Лихвинского у. Калужской губ.
Окончил Московский университет. За границей подружился с Ф. В. Чижовым. В 1844—45 содействовал Д. А. Валуеву (наиболее близкому из младшего поколения славянофилов) в издании «Симбирского сборника». Первая публикация Елагина — рецензия на «Очерки Южной Франции и Ниццы» М. С. Жуковой. Называя «Очерки» «ярким образом края», рецензент особо выделил в нем 3 момента, заветных для славянофила: укор трубадурам, которые, «играя в поэзию и любовь», выразили «одну светлую сторону жизни», не затронули «сердца и бытия народа», страдающего от рыцарских распрей, а истинная поэзия может быть только «сестрою страдания»; хвалу поэту-плебею, оставшемуся «простым булочником», равнодушие общества к запустению храмов в северной Франции.
В 1847 вышла основная историческая работа Елагина «Об “Истории Чехии” Франца Палацкого», явившаяся одновременно славянофильским откликом на пробудившееся национально-освободительное движение славян XIX в. К числу важнейших созидательных факторов исторической судьбы каждого народа Елагин относит верность его национальным задаткам и крепость его религиозной веры. У каждого народа есть неискоренимое «темное чувство его собственного достоинства». «Провидение» дарует ему «особенные нравственные и даже физические свойства, особенный язык, особенное отеческое предание», и отречение от них наказуемо «нравственным м умственным ничтожеством». Главным хранителем «жизнестроительных» начал у славян, по Елагину, оставался простой народ и верное ему духовенство.
К сер. 50-х Елагин сдружился с И. С. Аксаковым и стал участником его периодических изданий, наиболее деятельным — в еженедельнике «День» (1861—65; работал без оплаты). Занятие публицистикой (что сильно проявилось и в его переписке этих лет) оживило его контакты со старинными друзьями дома Елагиных — И. А. Кошелевым и Ю. Ф. Самариным (как раз в 1862 написавшим Аксакову: «Как он даровит, сколько у него ума, такта»).
Высокой репутацией у лидеров славянского «Возрождения» «День» во многом обязан Елагину. Сам публицист ценил «чисто нравственное значение» газеты в славянском мире, а в России — «ее неполитическую, антиреволюционную, губительную для поджигателей» «силу» (из письма Аксакову 14 июня 1863).
В корне расходясь с основателем «государственно-исторической школы» С. Соловьевым (отводившим первенствующую роль в истории России «государству», а не «земле», и потому высоко чтившим миссию Петра-реформатора), Елагин обвиняет Петра I, помимо раскола нации «на две половины» и дальнейшего закрепощения крестьянства, в том, что он укоренил в русском государстве и законе «римское языческое начало» (в др. работах Елагина — «романтизм»), суть которого в «подчинении и религии и народности — государству», что вело к «уничтожению народной и личной совести перед государственными соображениями» (русские стали принуждаться думать о пользе государства, а «потом уже спрашивать себя: “что есть истина”». Живучие тенденции «романтизма» Елагин усматривал как в католической церкви, так и в выросшем при ее невольном содействии атеистическом социализме (рукописная работа «Зло родит зло»).
После смерти П. Киреевского предпринял издание его «Собрания народных песен».

0

8

http://forumfiles.ru/files/0019/93/b0/85603.jpg

Василий Алексеевич Елагин. Рисунок Э. А. Дмитриева-Мамонова
1840 -1850

0

9

http://forumfiles.ru/files/0019/93/b0/94394.jpg

Иван Васильевич Киреевский и Василий Алексеевич Елагин. Рисунок Э.А. Дмитриева-Мамонова. 1840- 1850-е гг.

0

10

http://forumfiles.ru/files/0019/93/b0/13336.jpg

В. А. Елагин (1875 год).
Портрет маслом Э. А. Дмитриева-Мамонова. Государственный музей А. С. Пушкина

Елагин Василий Алексеевич

Материал из Википедии

Василий Алексеевич Елагин (1818[1]—1879) — историк, публицист.

Из дворян. Сын хозяйки знаменитого московского литературно-философского салона Авдотьи Елагиной; брат по матери известных теоретиков славянофильства Ивана Киреевского и Петра Киреевского. Получил разностороннее домашнее образование и воспитание. Окончил юридический факультет Московского университета со званием кандидата. В 1842 году уехал за границу, где слушал лекции по философии и истории в Берлинском и Парижском университетах. Посетил Черногорию. Вернувшись в Москву, сдал магистерские экзамены (1844), но диссертацию не представил.[2] Женился на своей троюродной сестре Екатерине Ивановне Мойер (1845)[3], поселился в селе Бунино Болховского уезда Орловской губернии, где занимался хозяйством и одновременно историческими и философскими исследованиями.

Первой публикацией Елагина была рецензия на книгу М. С. Жуковой «Очерки Южной Франции и Ниццы» (1845). Опубликовал работу «Об "Истории Чехии" Франца Палацкого» (1848), переведённую на чешский язык (1849). Восторженно относился к чешскому национальному возрождению, но протестантское направление чешской историографии в освещении гусистского движения представлялось Елагину неприемлемым. Считал важным решить вопрос, «до какой степени сильно было в чешском народе сочуствие с нашею восточною верою, и когда окончательно погибло это сочуствие».

В 1860-е годы сотрудничал в славянофильских изданиях (например, в газете И. С. Аксакова «День»), где помещал статьи по польскому вопросу, а также работы историософской направленности, среди которых выделялся отзыв «По поводу XIII и XIV томов "Истории России" г. Соловьёва» (1865), где выражено полное несогласие с оценкой С. М. Соловьёвым роли Петра I в истории России. Редактировал издания сочинений И. В. Киреевского и выпустил в свет труд П. В. Киреевского «Собрание народных песен», за что был принят в ОЛРС.[4]

0


Вы здесь » Декабристы » Персоналии участников движения декабристов » ЕЛАГИН Алексей Андреевич.