Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ДРУЖЕСКИЕ СВЯЗИ ДЕКАБРИСТОВ » Знаменский Михаил Степанович


Знаменский Михаил Степанович

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Знаменский Михаил Степанович

Посмотрите на карту Тюменской области. Немного фантазии, и она напомнит вам символическое изображение сердца, которое Россия бережно держит в своих ладонях. Тюменскую Землю воспевали многие писатели и поэты, художники и историки. Сегодня мы с вами поговорим о нашем замечательном земляке Михаиле Степановиче Знаменском, и совершим экскурсию по местам, связанным с его именем. 

Без имени этого человека невозможно представить историю Тобольска. С детских лет тесно связанный с декабристами, получивший с их помощью профессиональное художественное образование, Знаменский стал известен как сибирский художник, краевед, мемуарист. Под пером свидетеля исторических событий оживают многие эпизоды, связанные с жизнью и бытом декабристов, даются их живые портреты. Мемуарная проза Знаменского не утратила своего блеска и поныне.

М.С. Знаменский родился 14 мая 1833 года в городе Кургане, бывшей Тобольской губернии. Его отец, священник Степан Яковлевич Знаменский, был человеком культурным и резко отличался своими высокими моральными качествами от окружавшей его среды низшего духовенства. Он с большим уважением относился к лицам, пострадавшим от произвола властей за свои убеждения. Всё это предопределило сближение его с передовыми людьми Сибири и, прежде всего с декабристами, жившими на поселении. Через 9 лет С.Я. Знаменский был переведён в Тобольск. В Тобольске С.Я. Знаменский был очень дружен с семьёй декабриста М.А. Фонвизина (слайд «Декабрист М.А. Фонвизин» акварель Знаменского (Тобольский музей), который был водворён на поселение в Тобольске в 1838 году (слайд «Дом Фонвизиных в Тобольске» акварель Знаменского). Сын С.Я. Знаменского, маленький Миша, постоянно слышал дома разговоры о доброй и отзывчивой Наталье Дмитриевне Фонвизиной и о её «несчастных» товарищах.

В конце 1839 года С.Я. Знаменский был переведён из Тобольска в Ялуторовск. Мише в то время пошёл седьмой год, его друзьями были дети городской бедноты и крестьян прилегающих к городу деревень. И.Д. Якушкин, желая осуществить идеи декабристов в просвещении народа, решил организовать в Ялуторовске для детей мещан и окрестных крестьян школу, открытие которой состоялось 7 августа 1842 года. В число первых учеников школы попал и 9-летний Миша Знаменский. Здесь он получил начальные сведения по русской истории, географии, физиологии и анатомии человека, по русскому языку и арифметике, по ботанике, зоологии, физике и химии. Усвоив курс приходской школы, Миша перешёл в Ялуторовское уездное училище, где учился до 1847 года, затем в Тобольскую духовную семинарию.

Период обучения в духовной семинарии М.С. Знаменский ярко изобразил в своих воспоминаниях «Тобольск в 40-х годах». В семинарии у Миши проявились серьёзные способности к рисованию. Очень часто рисунки юноши превращались в шаржи на учителей. Миша очень любил природу, часто и подолгу он сидел в живописных уголках окрестностей Тобольска, спутниками его были карандаш и бумага. Позднее несколько раз в неделю после уроков он стал ходить в мастерскую к Тобольскому иконописцу Козлову, где упорно и настойчиво работал. В это время стало известно, что в Петербургской образцовой духовной семинарии открылись классы рисования, после 4-х лет обучения в Тобольской семинарии юноша в 1851 году отправился «для усовершенствования в рисовании» в Петербург. Для М.С. Знаменского в семинарии наибольшее значение имели уроки академика Ф.Г. Солнцева, он научился правильному и чёткому рисунку, перенял умение рисовать предметы старины. В Петербурге состоялось знакомство Знаменского с художником и крупнейшим русским гравёром 19 века Н.И. Уткиным. Быстро и незаметно пролетели 2 года в Петербурге, учёба подходила к концу. 20-летний Миша Знаменский 15 июля 1853 года получил аттестат об окончании Петербургской духовной семинарии.

Молодой художник прибыл в Тобольск осенью 1853 года. Но только в мае 1854 он был назначен учителем рисования в Тобольскую семинарию (где прослужил почти 10 лет) и учителем славянского языка, арифметики и географии в духовное училище при семинарии. В 1859 году М.С. Знаменский поступил преподавателем рисования в Тобольскую женскую Мариинскую школу, здесь он прослужил до 1868 года. В свободное время он рисует карикатуры, с первых же лет педагогической деятельности его рисунки и карикатуры становятся популярными, они печатаются в разных иллюстрированных изданиях, как, например, в «Искре», в «Маляре», и во «Всемирной иллюстрации».

Карикатуры его отличались остроумием и едкостью, так что многие боялись попасть под его карандаш. Большую роль в общественной жизни России 60-х годов 19 века играл сатирический еженедельный журнал «Искра», который нападал не на мелкие злоупотребления, а на общие условия социального быта России. Начало участия Знаменского в «Искре» относится к тому времени, когда он отправился летом 1859 года в Петербург для сдачи своей экзаменационной работы в Академию художеств. М.С. Знаменский смело бичует пороки царизма – стяжательство, взяточничество, воровство казённых денег и прочие «прелести» полицейско-бюрократического строя, резко клеймит российский либерализм, который всегда лакейски служил самодержавию. С конца 1862 года участие Знаменского в «Искре» временно прервалось, его карикатуры вновь появляются в 1867 году и печатаются из номера в номер. Всего за эти годы помещено свыше 300 карикатур. В 1869 году почти все листы 18-ти номеров журнала «Искра» были заполнены пародией Знаменского на «Войну и мир» Л.Н. Толстого.

Живя и работая в Тобольске, М.С. Знаменский был тесно связан с тобольским кружком декабристов и с передовой интеллигенцией города. В его памяти остались воспоминания о прекрасных музыкальных вечерах у Муравьёвых. Один из таких вечеров художник изобразил в акварели «Музыкальный вечер у Муравьёвых» (слайд фото с акварели Знаменского).
С декабристами, которые продолжали жить в Тобольске, художник по-прежнему дружен и чаще всего посещал Башмакова и Свистунова (слайд «Декабристы Ф.М. Башмаков и П.Н. Свистунов», акварель Знаменского (Тобольский музей)).

М.С. Знаменский был автором целого ряда портретов декабристов. В конце 70-х годов Знаменский увлекается произведениями погибшего на эшафоте поэта-декабриста К.Ф. Рылеева. Романтическая поэма «Войнаровский» затронула душу художника, он посвятил поэме одну из лучших своих работ — акварель «Смерть Войнаровского» (слайд «Смерть Войнаровского» рисунок М.С. Знаменского).
Художник имел намерение создать целый цикл иллюстраций на рылеевские темы, но завершить этот замысел ему не удалось.

К 50-м годам относится начало дружбы М.С. Знаменского с автором «Конька-Горбунка» — П.П. Ершовым. Эта дружба не прерывалась до самой смерти поэта (слайд фото П.П. Ершова). П.П. Ершов преподавал русскую словесность в Тобольской гимназии, а затем с 1857 по 1862 год был её директором. Дружба Знаменского и Ершова крепла с каждым годом, особенно после того, как большинство Тобольских декабристов покинуло город. Ершов изучал историю Сибири, собирал материал о походе Ермака, по мотивам собранных сказаний он написал поэму «Сузге», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1838 году. Эта поэма увлекла М.С. Знаменского, он мечтал издать её отдельной книжкой. Это произведение Ершова натолкнуло Знаменского на мысль: произвести раскопки в исторических окрестностях Тобольска, что художник и осуществил в 1878-1880 годах. В конце 1863 года Знаменский освободился от службы в семинарии, ему удалось совершить поездку в Берёзов и Обдорск для изучения природы края и быта народов Севера. По возвращении Знаменский получил место переводчика татарского языка при Тобольском губернском управлении. Летом 1866 года он совершил ещё одну поездку на Север и достиг Надыма – крайнего северного поселения того времени. В результате этих поездок был составлен интересный альбом акварельных рисунков, посвящённых Северу.
В рисунке Знаменского «Портрет неизвестной женщины» (акварель, карандаш) хорошо переданы черты открытого, ясного лица простой русской женщины (слайд).
В акварели «Группа цыган и русские мужики» хорошо переданы контрасты типичных лиц цыган и русского крестьянина, контрасты их одежды – цветастые, широкие платья цыганок и тяжёлая овчинная шуба «мужичка» (слайд). Яркие типы созданы художником в акварелях «Северяне с музыкальным инструментом» (слайд) и «Внутренность киргизской кибитки» (слайд). Первая акварель показывает простых тружеников Севера. Один из них – поющий старик со старинным северным музыкальным инструментом. Из других работ следует отметить хорошо выполненную картину «Смерть отца» (слайд «Смерть отца» картина М.С. Знаменского (Тобольский музей).
Рисунки и пейзажи Знаменского, как реалиста-этнографа и краеведа Зауралья, пользовались заслуженным признанием. В 1871 году он получил предложение представить свои этнографические и краеведческие рисунки на Московскую Политехническую выставку, его рисунки имели успех. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете присудило ему серебряную медаль.

С 1871 года М.С. Знаменский рисует карикатуры на провинциальные темы и посылает их в журнал «Маляр». Рисунки художника бичевали типичные пороки пореформенной России. Всего было помещено свыше 250 рисунков. Знаменский всю жизнь оставался человеком передовых, прогрессивных убеждений и живо откликался на все явления общественно-политической жизни. Его оружием было реалистическое искусство. В 1869 году журнал «Искра» опубликовал большой «карикатурный» роман Знаменского под названием «Война и мир», в журнале «Вестник Европы» был напечатан второй «карикатурный» роман – пародия на «Обрыв» И.А. Гончарова. Карикатуры М.С. Знаменского на «деятелей» Тобольской губернии многочисленны (слайд «Наши деятели» карикатура М.С. Знаменского на Тобольского губернатора Ю.П. Пелино. Акварель (Тобольский музей). В карикатуре, как и в литературной сатире, важным оружием является смех. Остра по содержанию и интересна по выполнению карикатура М.С.Знаменского на чиновников и «общественных деятелей» Тобольска, озаглавленная «Календарь на 1880 год» (слайд). Это была острая критика всего существующего социального строя.

Творческая деятельность М.С. Знаменского не ограничивалась областью карикатуры. Он хорошо знал литературу. Любимым его писателем был А.Н. Островский. Обладая артистическим талантом, Знаменский принимал участие в Тобольском драматическом обществе, на сцене неоднократно выступал в комедиях Островского.

В 1878-1880 годах М.С. Знаменский занимается раскопками в окрестностях Тобольска, на Чувашском мысу, где проходила битва между Ермаком и татарами. В результате раскопок была создана богатейшая коллекция (около 600 предметов). К числу важнейших исторических работ М.С. Знаменского относятся воспоминания о декабристах «Исчезнувшие люди», «Тобольск в 40-х годах» и материалы о Якушкине, где использованы письма декабристов к отцу художника. Исторические очерки Знаменского интересны также и тем, что в них много описаний видов Тобольска и его окрестностей, много бытовых подробностей, которые могут служить источником для изучения Тобольска второй половины 19 века. Последние годы Знаменский находился в тяжёлых материальных условиях. Небольшим подспорьем для него стала резьба по мамонтовой кости. Ему принадлежат замечательные по своему мастерству костяные вещи. По его модели и рисункам делал миниатюрную скульптуру польский революционер Игнатий Пляпас, сосланный царским правительством в Тобольск. У художника учились мастера Фурсов и братья Филимоновы, открывшие впоследствии одну из первых косторезных мастерских, его учеником был знаменитый резчик Порфирий Григорьевич Терентьев. Под влиянием Знаменского и при его помощи у тобольских косторезов развивался художественный вкус. М.С. Знаменский, несмотря на своё болезненное состояние и материальные лишения, в последние годы жизни продолжал много рисовать. Он начал готовить альбом «От Тобольска до Омска», но не закончил его.

Одинокий и обедневший, М.С. Знаменский скончался в Тобольске 3 марта 1892 года, на 59-м году жизни.
На главной аллее Завального кладбища в Тобольске рядом с храмом спят вечным сном благороднейшие сыны России – декабристы. Не по своей воле они завершили свою земную жизнь в Тобольске, пройдя через каторгу и ссылку. Рядом с ними лежит их любимый воспитанник, наилучшим образом продолживший декабристское дело как просветитель и энциклопедист, художник с «иронической душой тобольского общества», Михаил Степанович Знаменский (слайд «Могила Знаменского на Завальном кладбище»).
Разночинец-демократ М.С. Знаменский был одним из лучших представителей сибирской интеллигенции середины и второй половины 19 века. Он воплотил в своём творчестве, и как художник, и как историк, археолог и этнограф, лучшие традиции передовой русской культуры. М.С. Знаменский горячо любил свою Родину и родную Сибирь.

Именем Михаила Знаменского названы улицы в Тобольске и Ханты-Мансийске.
М.С. Знаменский был и сатириком, и карикатуристом, но всё его творчество проникнуто любовью и благодарностью к людям. Значение его таланта заключается в том, что даже о недостатках он говорил с позиции любящего человека, и, может быть, поэтому остался в судьбе Тобольска и в памяти потомков. Тобольский музей-заповедник 26 мая 2003 года провёл праздник, посвящённый 170-летию со дня рождения М.С. Знаменского.
Художники, поэты, писатели и просто жители города нашли слова признательности и любви к своему земляку и к своему городу.

Живи он сегодня, наш тоболяк, всё равно опережал бы многих из нас – такова великая сила сибирского устава жизни, столь счастливо обретённая декабристами. В истории тюменской культуры и литературы в её общерусском значении и сейчас горит его звезда – путеводный маяк всем тем, у кого «сердца для чести живы».

h ttps:// тоб-библиотека.рф/

0

2


Воспитанник декабристов

Михаил Степанович Знаменский — сын Тобольска,
к 170-летию со дня рождения

    Одна из известных улиц Тобольска – улица Знаменского. Остановка автобуса «Педагогический институт», памятник Менделееву... Тысячи людей проходят и проезжаю по этой улице, а кто такой Знаменский, знают немногие.

http://his.1september.ru/2004/32/25-1.jpg

Фотопортрет М.С. Знаменского

Для того чтобы люди узнали об этом замечательном человеке, в Тобольском музее-заповеднике был объявлен конкурс для писателей, художников, посвященный 170-летию со дня его рождения.
О М.С. Знаменском известно немного, но, к счастью, недавно вышла книга его прозы, в которую входят такие сочинения, как «Исторические окрестности города Тобольска», «Исчезнувшие люди», «Тобольск в сороковых годах».
Знакомство с этими книгами позволяет нам лучше узнать прошлое Тобольска, сравнить его с настоящим и таким образом осмыслить историю родного города на протяжении двух веков.
Какими внимательными глазами смотрит М.С. Знаменский на свой город! Как глубоко раскрывает он быт и нравы Тобольска, как тепло рассказывает о его людях! И оживает Тобольск в душе заинтересованного читателя.

Михаил Степанович Знаменский принадлежит двум городам Тюменской области (Тобольской губернии): Ялуторовску и Тобольску. Хотя родился он в городе Кургане 14(26) мая 1833 г., но именно эти два города сформировали его мировоззрение, развили дарования.
Таланты М.С. Знаменского оценили только после его смерти. А умер он в бедности, и только два венка легли на свежую могилу Завального кладбища: «От друзей» и «Артисту-любителю и художнику от Тобольского драматического общества».
Ему довелось многое испытать и многое пережить. Родился он в семье Степана Яковлевича и Александры Львовны Знаменских. Его отец, будучи священником, стал духовником декабристов, отбывавших ссылку в Кургане, Тобольске и Ялуторовске.
Сын унаследовал лучшие черты отца и, прежде всего, нравственные качества порядочного, настоящего человека. Отец передал воспитание сына вначале ялуторовским декабристам, а потом тобольским. Будучи людьми высокообразованными, воспитанными в высших кругах общества, они многое смогли дать молодому человеку, а когда узнали, что у него проявляется талант художника, отдали на обучение сначала местному живописцу, а затем отправили в Петербург учиться иконописи в Образцовую духовную семинарию. Но иконописцем Знаменский все-таки не стал. В нем постепенно произошло удивительное слияние талантов художника и писателя. Знаменский объехал всю Тобольскую Сибирь, создал серию пейзажных зарисовок, и когда в 1880 г. стараниями ученого Стефана Сомье в Италии издали альбом о народах Сибири, в нем были помещены работы Знаменского. Также он создал акварельные портреты декабристов, иллюстрации к произведениям К. Рылеева и П.П. Ершова, оставил дневниковые записи о путешествии в Ташкент.
Так как вся жизнь М.С. Знаменского связана с Тобольском, с декабристами, интересно одно его высказывание: «Не родись корсиканец Наполеон, судьба моя, мой характер был бы совсем другой. Я даже могу знать, кто бы был теперь — и был бы я или диакон, или писец какого-нибудь уездного духовного правления, бремененный многочисленным семейством, придерживающий чарочку и, во всяком случае, довольный своей судьбой. Но дело устроилось иначе. Бонапарт шел, шел выше и выше, сел на престол — забрался в Россию, — наши пошли проводить его и отдать ему визит. Западный климат подействовал на... восточную натуру. Появилось 14 декабря и 25-й год. Десятки пошли в каторгу, потом рассыпались по Сибири, и их разбитые верования и надежды заменила глубокая вера в промысел Божий и желание делать добро. А московская натура влекла их набирать воспитанников. И вот, соприкасаясь с ними, я уже не считал идеалом счастья даже священнический быт, а на мое удаление от бурсацкой науки раболепствующее начальство смотрело снисходительно и передвигало из класса в класс, а не выбрасывало, как негодные плевела. И проявляющаяся склонность к рисованию, приобретенная мною от созерцания в детстве живописного обозрения, нашла с их стороны одобрение».
Но особенно интересны два произведения Михаила Степановича, в которых он рассказывает о Тобольске — городе, ставшем ему родным: «Исторические окрестности города Тобольска» и «Тобольск в сороковых годах».
Мало известно о событиях жизни Михаила Степановича. Вот их краткая хронология:
1833 г. — рождение в Кургане, переезд с родителями в Тобольск.
1840 г. — переезд в Ялуторовск.
1850—1853 гг. — учеба в Петербурге.
1853—1860 гг. — учитель в Тобольской губернской семинарии.
1860 г. — в Академии художеств получает диплом учителя рисования.
3 (15) марта 1892 г. М.С. Знаменский скончался.
В своих произведениях Знаменский предстает перед нами как талантливый писатель, художник, карикатурист и даже поэт.
Читая его книги «Тобольск в сороковых годах» и «Исчезнувшие люди», замечаешь, что у них нет конца, нет финала. По мнению литературоведов, М.С. Знаменский задумывал большое эпическое полотно о Сибири, о сибиряках, о декабристах.
Как мы уже говорили, он получил воспитание среди ялуторовских и тобольских декабристов, но интересно, что с большей теплотой говорит о первых. Ему кажется, что декабристы Ялуторовска более сохранили антикрепостнический дух, чем тобольские.
Сам же он всю жизнь ненавидел рабство и боролся с ним везде, где только можно. A в жизни был человеком скромным, чуждым какой-либо роскоши.

Особый интерес вызывают у тоболяков записки М.С. Знаменского «Исторические окрестности города Тобольска». Повествование идет от авторского «я».
Cocтоит книга из четырех частей. Но особенно созвучно нашему времени «Предисловие», в котором содержится обращение к читателю.
С горечью пишет М.С. Знаменский о том, что ушло время, когда «почти каждый житель Тобольска знал каждую местность с ее историческим прошлым, когда имена и сочинения Милера, Фишера и Словцова были знакомы каждому грамотею» (1).
Знаменский горько сожалеет, что приезжающие на временное жительство люди не интересуются историей края и воспитанная в этой атмосфере молодежь не понимает красоты родных мест и «только вдали от родины, в более чистой атмосфере труда и науки, молодежь начинает чувствовать свою кровную связь с городом и дорожить всем до нее касающимся» (2).
В своей книге автор приглашает современников и потомков совершить вместе с ним прогулку по окрестностям Тобольска. Его привлекают два места: Чувашский мыс, где было укрепление одного из защитников татарского ханства Махмет-Кула, и Искер, где была столица царства Кучума.
И здесь Знаменский предстает в качестве историка и знатока природы. С историческими фактами соседствуют тонкие описания природы. Нельзя не процитировать слова писателя: «Чувашский мыс — первая историческая окрестность Тобольска. С этой, собственно, местности и начинается история города…» (3).
Описывая крутизну берега высотой 30 сажен, автор пишет, что «она от основания до вершины одета в голубовато-зеленый цвет курчавой полыни, в промывных же, от тающего снега и дождей, расселинах растительность разнообразится: тут вы видите и мяту, и красивый розовый букетами горошек, и под цвет ему кусты шиповника, приютившего под своею тенью наливающуюся землянику».
Писатель влюблен в свой город. Когда он стоит на Чувашском мысу и смотрит под гору, панорама города, которая открывается отсюда, вызывает у него (как и у нас сегодня) восторг и восхищение. (К сожалению, сегодня к нашему восхищению примешивается горечь). Знаменский принимает участие в раскопках подгорной части, которые дали находки предметов остяцкого быта: костяные принадлежности оленьей упряжки — пластинки, надеваемые на голову оленя для управления вожжей, костяные пряжки; костяные ножи и лопаточные скотские кости с заостренным прорезом посредине — это остяцкие орудия для очистки рыбы от чешуи; глиняные болванчики зверей и человека, сидящего верхом на оседланной лошади, — это боги живших здесь людей. По словам старожилов, это место в 1820—1830-х гг. было усеяно оленьими рогами.
Помимо описания Чувашского мыса, он приводит легенду о завоевании Сибири Ермаком, которую рассказал ему один старик-татарин, житель Соусканских юрт, находящихся вблизи родового ханского кладбища. Недавно она прозвучала в телевизионной программе.
«Да, не хотел царь Кучум стариков слушать... не хотел — и погубил свое ханство... Бежал к нему Ермак, от русского царя бежал; много он там людей убил, русский царь хотел его повесить, ну он и бежал к нашему царю. Принял его Кучум — хороший кузнец был Ермак и умный человек, полюбил его наш царь... Старики говорили: не верь Ермаку... не слушал стариков Кучум, пускал его везде... Год у него и жил Ермак, а когда все высмотрел — убежал. А потом, погодя немного, пришли к царю наши и говорят: ой, плохо, царь! Щепа плывет по Тоболу, много щепы плывет... Худо будет, сбирай войско! Опять царь не послушал стариков. А там, на Тоболе, русские суда себе строили... Построили, сели на них, пришли сюда и взяли у Кучума царство. Это так было, у нас все это в наших книгах написано».
В этой же главе автор описывает поход Ермака, используя некоторые главы из поэмы «Сузге» П.П. Ершова, показывает характеры защитников татарского ханства, повествует о жестоких боях между дружинами Ермака и войском Кучума.
Одна из глав имеет название «Искер» (ис-кар по-татарски означает вообще всякое старое городище). Ценность этой главы заключается в том, что в ней описывается знаменитая столица государства Кучума. В оценке исторических событий Знаменский обращается и к истории, и к поэме П.П. Ершова. Те, кого интересует судьба Ермака, могут получить из этой главы интересные сведения о нем.

Следующее произведение М.С. Знаменского — «Исчезнувшие люди», с подзаголовком «Рассказ старожила». Главным героем этой книги стал Ялуторовск, город, в котором прошло детство Миши Знаменского. Два мира рисует писатель в этой книге: мир интеллигентных, глубоко сочувствующих народу декабристов и мир тупых, обделенных интеллектом российских чиновников. В книге много смешных мест, но М.С. Знаменский предстает здесь не юмористом, а сатириком. Перед читателем ставится вопрос: кто в городе Ялуторовске хозяин — декабристы или градоначальник? Тупой, чванливый Квасов пытается управлять мыслями и поступками декабристов. И пусть у них изменены фамилии, но по характеру мы узнаем каждого. Чувствуется, какое большое влияние оказывают на жизнь города Якушкин, Оболенский, Пущин. Как писали современники, после отъезда декабристов из Ялуторовска там осталось около пятисот своих «декабристов». Чувствуя поддержку местных жителей, ялуторовские декабристы заставляют Квасова жить так, как они считают нужным. Стоило Квасову превысить свои полномочия, декабристы отправили гонца в Тобольск к губернатору, который поддержал законные требования ссыльных. Особенно комически выглядит сцена, когда Квасов пришел к Лягушкину (Якушкину) с требованием сделать дождь. Квасов выглядит таким дураком, что невольно начинаешь понимать, что для писателя он не конкретная личность, а обобщенный образ русских провинциальных градоначальников.

Ежедневно общаясь с ялуторовскими декабристами, обучаясь в их школе, автор прекрасно знает их жизнь — поэтому такими живыми оказались эти образы. Ссыльные декабристы предстают перед читателями активными, деятельными людьми.
Особенно большую роль в жизни Ялуторовска сыграл И.И. Пущин, приехавший немного позже остальных. Его доброта, стремление помочь горожанам вызвали у них не только уважение, но и любовь. Интересно, что в этом произведении город вместо Ялуторовск называется Полуторовск. Ентальцевы называются Кандальцевы, Пущин называется Гущин, Тизенгаузен — Шпильгаузен. Почему Знаменский переименовал своих героев, точно неизвестно, хотя можно догадываться, что делает он это для того, чтобы более свободно рассказать о них современникам.
Так как Тобольск являлся губернским городом и здесь находились и семинария, и гимназия, то С.Я. Знаменский по совету ялуторовских декабристов отправил сына в этот город. И не беспокоился за судьбу мальчика, потому что в Тобольске он попал к местным декабристам. Фонвизины, Бобрищев-Пушкин, а потом и Ершов приняли в нем горячее участие, распознали талант художника и, как сказано выше, в конце концов отправили учиться в Петербург. Дружба Знаменского с Фонвизиными была настолько глубокой и прочной, что, когда Фонвизины вернулись на родину, он ездил к ним в гости.
Если мы хотим узнать характеры тобольских декабристов, надо прочесть книгу Знаменского «Тобольск в сороковых годах». Автор рассказывает о первых годах учебы в семинарии, о Фонвизиных, к которым он приходил почти ежедневно и всегда встречал радушный прием.
Зная судьбу Натальи и Михаила Фонвизиных, приходится только удивляться их доброте и способности любить. В Сибири у них умерли все три сына, но они нашли в себе душевные силы, чтобы воспитанник Миша Знаменский чувствовал себя в их семье родным человеком.
Как пишут литературоведы, М.С. Знаменский в этой книге не очень почтительно отозвался о П.П. Ершове. Ершов ответил ему такой эпиграммой:

М. Знаменскому

    Судьбою данный капитал
    Он на копейки разменял
    И сыплет их в народ горстями...
    С невольной грустью я спросил:
    Кого, мой друг, обогатил
    Ты миллионными частями?

В этой эпиграмме П. Ершов, во-первых, говорит об огромном таланте М. Знаменского, а во-вторых, боится, что он не создаст ничего ценного и растеряет свой талант по мелочам. Так и пишет: «миллионными частями». Талант Миши Знаменского велик и многообразен, и П. Ершов не желает, чтобы его творческие силы растратились впустую.
В библиотеке и фонде Тобольского музея-заповедника хранятся работы Михаила Степановича Знаменского: рисунки к роману И.А. Гончарова «Обрыв», к путевым заметкам «Моя поездка на Кумыс». К сожалению, еще в давние времена потерялись рисунки Знаменского к поэме П. Ершова «Сузге». Зато до нас дошли нарисованные им портреты декабристов и друзей.
До сих пор мы говорили о прозе и рисунках М.С. Знаменского, но, оказывается, он писал еще и стихи. До нас они не дошли в полном объеме, но в небольшом фрагменте, который приводится во вступительной статье к книге Знаменского, перед нами встает поэт-живописец.

    За весной приходит лето,
    Убирает всю природу
    В разноцветную одежду.
    Там и липу рядит в зелень,
    Куст шиповника душистый...

Так талант художника помогал создавать и стихи.
Да, Знаменский был и сатириком, и карикатуристом, но все его творчество проникнуто любовью и благодарностью к людям. Значение его таланта заключается в том, что даже о недостатках он говорил с позиции любящего человека, и, может быть, поэтому остался в судьбе Тобольска и в памяти потомков.

Вот почему в Тобольске есть улица Знаменского и Тобольский музей-заповедник 26 мая 2003 г. проводил праздник, посвященный 170-летию со дня рождения Михаила Степановича Знаменского.
Художники, поэты, писатели и просто жители города нашли слова признательности и любви к своему земляку и к своему городу.
Очень жаль, что в библиотеках города так мало книг М.С. Знаменского, и хотелось бы, чтобы как можно больше тоболяков, особенно школьников, познакомились с его творчеством.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Знаменский М. Исторические окрестности города Тобольска//Сост.
Ю.Л. Мандрика, предисл. и примеч. В.А. Рогачева. — Тюмень: СофтДизайн, 1997. Стр. 24.
2. Там же, стр. 24.
3. Там же, стр. 25.

Надежда КРЮКОВА,
заслуженный учитель России,
лауреат конкурса «Я иду на урок истории»
г. Тобольск

0

3

М.С. Знаменский  "От Тобольска до Обдорска"

0


Вы здесь » Декабристы » ДРУЖЕСКИЕ СВЯЗИ ДЕКАБРИСТОВ » Знаменский Михаил Степанович