Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ТЕАТР, КИНЕМАТОГРАФ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ » "Дело декабристов"


"Дело декабристов"

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

1-ая серия:

https://www.1tv.ru/doc/pro-istoriyu/del … eskiy-film

2-ая серия:

https://www.1tv.ru/doc/pro-istoriyu/del … eskiy-film

0

2

Разбор полетов

Н. Соколова

источник: https://odna-zmeia.livejournal.com/145933.html

"Дело декабристов", "докудрама"

    Dec. 21st, 2017 at 4:07 AM

В понедельник друзья дали ссылку на рецензию и трейлер фильма 1-го канала «Дело декабристов». Жанр определялся как «докудрама» (Мышь спросила: «Доку-ку-драма?»), в заголовке на ю-тубе значится «историческая реконструкция» (похоже, 1-й канал в том же смысле, что и О.И. Киянская – сейчас мы будем гнать).
Рецензия была из «Комсомолки», вот она https://www.kp.ru/daily/26771.7/3803506/

авторства некоего Константина Глыбы, судя по всему, матерого человечища. Те, кто еще не видели этого текста, и пойдут ужасаться – не ужасайтесь, автор статьи, похоже, вообще не смотрел фильма, и тот бред, который там написан, целиком на его совести. Не могу сказать, что в фильме лучше, правильнее будет – в фильме по-другому.
Вообще то и другое вместе – некий образцовый квадратный трехчлен из анекдота, кадавр в объятиях кадавра в мире, где журналист и лжец – синонимы, соревнуются, кто удачнее соврет.
Статью о тенях Болотной площади и зарубежном финансировании обсуждать неинтересно, говорить тут не о чем, так что я поведаю миру о фильме, на просмотр которого мы потратили два вечера (потому как в нем две серии). Обе серии есть на ю-тубе, ссылку не даю, выложены совсем недавно и ищутся в два клика, желающие да ознакомятся сами.

Для начала справка. Автор сценарий (не рецензент, не научный консультант, как написано в статье по ссылке выше – автор сценария) – Ольга Игоревна Елисеева, кандидат исторический наук и член Союза писателей России, вот эта https://ru.wikipedia.org/wiki/Елисеева,_Ольга_Игоревна

Рецензия на ее книжку «Последний часовой» (это беллетристика о Бенкендорфе) – вот здесь у Любелии  (Ю. Морозова)   https://lubelia.livejournal.com/1065174.html .
Гляньте, там интересный диалог в комментах, где Алан говорит, что помнит человека совсем другим. Так вот у меня сегодня был свой аналогичный шок, когда я читала биографическую справку в Википедии. Ольга Елисеева на год старше меня, и училась в том же институте в те же годы, может быть, на курс старше, и кандидатская диссертация у нее по той же дисциплине, которой я занимаюсь – по источниковедению.
Нет, я совершенно ее не помню, хотя помню многих с соседних курсов. Я не помню никого, специализирующегося на эпохе Екатерины II, но мало ли, чего я не помню, может быть, у нее фамилия по мужу?
Я не могу осознать, как человек, получивший то же образование, что и мы с Раисой, учившийся тому же у тех же людей (поверьте, нас хорошо учили) делает то, что делает она, как можно, защитив кандидатскую по источниковедению, писать сценарии для 1 канала, где источниковедение, рыдая, уползает в канаву? Потому что человек с такой базовой подготовкой не может не понимать, что он делает.
И в голове у меня крутится нелепый и пафосный вопрос – как она будет в свой час смотреть в глаза нашим учителям?

Но я ставлю телегу впереди лошади, давайте все-таки о фильме. Итак, первая серия – в основном о событиях междуцарствия и восстания 14 декабря 1825 года в Петербурге. Тут я чувствую себя несколько неуверенно (я всю жизнь занималась Югом, а не Севером, и комментариев к происходящему на экране неизбежно меньше, чем во второй серии, в которой преимущественно Юг).
В процессе просмотра собравшиеся у компа зрители записывали отдельные цитаты из фильма и описывали некоторые эпизоды в отдельном файлике, так что далее – выдержки из этого файлика, мои, а также Сули и Фреда. Курсивом выделены цитаты из фильма. Итак, мы начинаем. На дворе – вечер 14 декабря 1825 года.

На Сенатской площади Бенкендорф (назначенный главным следователем по делу о государственном перевороте) ночью с 14 на 15 собирает вещдоки. Нет, в пакетик не складывает и не запечатывает, хотя по закону жанра должен. Находит металлическое кольцо с числом 71. Это неспроста...

Далее цитата:

"Над площадью витал вопрос: "Что это было?" Пух.

"За год до событий на площади Александр 1 написал завещание, вложил его в секретный ларец и положили на престол в Успенском соборе" для удобства служения литургии.

"По закону престолонаследия (??) именно Константину должна была достаться вся полнота власти. Но еще за 4 года до смерти отца /т.е. в 1797 году??/ мать-императрица заставила его /Константина/ отречься от короны, только при таком условии он мог жениться на любимой женщине".
Есть законы физики, есть генетики - а есть - престолонаследия...

Здесь вообще-то негде даже рыбу завернуть. О декабристах еще ничего не сказали, но почему такая беда с рассказом о правительственной стороне, которой авторы от всей души симпатизируют?
Александр I написал завещание (ладно, назовем его так) не за год, за два до событий, положил его не в ларец , а в конверт, хранил в Успенском соборе, но не на престоле, это все-таки не Святые дары.
За 4 года до смерти Павла I Марии Федоровне незачем было заставлять Константина отрекаться от короны, потому что никакая полнота власти ему достаться не могла - наследником был будущий Александр I, и тогда еще нельзя было судить, что у него не будет своих детей. С "любимой женщиной", на которой он в конце концов женился морганатическим браком, он еще и знаком не был.

"За месяц до событий на площади, в ноябре 1825 г, из Петербурга в Польшу к Константину выехал младший из великих князей Михаил Павлович, он вез письмо, в котором родные умоляли Константина приехать принять корону или издать манифест..."

За месяц до событий на площади, т.е. 14 ноября 1825 года, ничего этого не было, потому что Александр I был еще жив.

"Положение было критическим. Армия присягала императору, который не собирался править. Видя подобное поведение Константина, на темную сторону силы сторону Николая начали переходить военные и государственные чины".

Что, все настолько плохо? Есть две стороны, находящиеся в таком градусе конфликта?

"12 декабря ... при разборе бумаг своего брата Николай нашел Фредерикса документы, из которых узнал, что готовится антиправительственный заговор".
12 декабря Николай ничего не нашел - ни бумаг, ни Фредерикса. Фредерикс доставил ему из Таганрога от начальника Главного штаба Дибича "бумаги брата", в котором были доносы на тайное общество Витта и Шервуда. В доносах было множество имен, в том числе петербургских членов.

И я не постигаю, зачем городить такое количество глупостей, если внятную и при том корректную информацию можно взять ровно из одной книжки, к тому же доступной в сети: Н.К. Шильдер. Император Николай I, его жизнь и царствование. Т. 1-2. Спб, 1903.

Далее наконец перешли к декабристам. История тайных обществ описана так:
"В тайном обществе говорили о грядущем блаженстве... которое ожидает Россию в недалеком будущем, то есть после революции. Было принято собираться на так называемые русские завтраки с белым очищенным вином (водкой) и квашеной капустой."

Программные документы - так:
"Северное общество предусматривало введение в России конституционной монархии. Избирательное право ограничивалось высоким по тем временам имущественным цензом в 500 р."
Не очень поняла, 500 р. должно было быть в кармане единовременно? Или все-таки имущественный ценз подразумевал наличие недвижимости на определенную сумму, что звучит несколько менее бредово?

Про Южное общество:
"Предполагалось ликвидировать императорскую фамилию, законодательную власть передать парламенту, а исполнительную - Державной думе из пяти членов, которые ежегодно будут сменять на посту единоличного диктатора"
Что-что должна ежегодно делать Державная дума? "Бой впятером на одного"?

А вот внезапно промежуточный итог, закадровая фраза по смыслу:
"Подавить сопротивление, не допустить бунта, не допустить вспышки гражданской войны может только законный государь".
Сижу и думаю, как это у нас в отечестве до сих ни бунта, ни вспышки гражданской войны. Законного государя сто лет, как нет - и ни того, ни другого...

...а дальше мы поняли, что конспектировать это невозможно, поскольку до 10-й минуты еще можно было из псевдоисторического гона вынимать отдельные вышеперечисленные жемчужины, то после 10-й минуты это пришлось бы цитировать целиком.

Итак, вечером 14-го декабря, Бенкендорф (человек и Следственный комитет - остальные следователи даже не упоминаются, он же доморощенный Шерлок Холмс) должен был "связать воедино все нити заговора". (Эта фраза в первой серии слово в слово повторяется раз восемь.) Сделать это было непросто, потому как на начале у него в руках было только кольцо с надписью "71", но в итоге получилось вот что:

https://img-fotki.yandex.ru/get/5012/352679596.9/0_27034c_e1e6b65d_XL.jpg

Узнаете шрифт? Это стандартное оформление серии "Восстание декабристов".
Видимо, термин "декабристы" придумал Бенкендорф в самом начале следствия...

"14 декабря, 6 часов утра, Зимний дворец.
В личных покоях Николай облачается в полную парад форму. Вместо красной ленты, полагавшейся великому князю, он надевает синюю, императорскую."

Орден святого Императора Первозданного, видимо...

А Бенкендорф все собирает воедино хронологию 14-го.
"6 утра, Зимний дворец.
9.15, казармы Московского полка.
Ночь."

Мы ничего не пропустили, все именно так и идет.
Возвращение к событиям между 6 и 9 утра 14 декабря будет, но уже в середине 2 серии, чтобы зритель вернее забыл то, что видел в начале. К событиям после 9 утра тоже будет, в первой же серии, но не сразу.

Казармы Московского полка, 9 утра.
"Солдаты переступают через своих смертельно раненых офицеров" в количестве пяти штук...
Для справки: они, несомненно, раненые, но ни один из них не смертельно. И офицеров там не пятеро, а трое, двое других - унтер-офицер и гренадер. Но через солдат, к тому же раненых не смертельно, переступать не так интересно.

"Рылеев жил в доме главы Российско-Американской кампании". Найдите лишнее слово. (Для авторов фильма оно не лишнее, а очень важное. Тема главы не хвоста Российско-Американской компании на протяжении двух серий периодически возвращается.)

"Рылеев был откровенен на следствии. Из его показаний известно о плановых убийствах членов императорской фамилии". Найдите лишнее слово. Или фразу.

"Высший армейский чин"
адмирал Мордвинов передает вам привет. Судя по всему, авторы путают слова "армейский" и "военный", что порождает некоторое количество комических ситуаций. А уж армию от флота отличить и вовсе не могут.

"Среди заговорщиков на Сенатской площади не было ни одного старшего офицера - командиров полков, дивизий, бригад. Если бы такие тяжеловесы оказались во главе восстания, правительству не удалось бы с ним справиться за один день". Картечь их, видимо, хуже берет.

"В 12 часов рота Лейб-Гренадерского полка прямо по льду Невы устремляется на захват Зимнего дворца." Но, видимо, промахивается. Интересен также вопрос о том, куда девался весь остальной полк.
"12.30. Финляндский полк, следующий в поддержку мятежников, достигает Сенатской площади, но командир не решается пробивать живое заграждение из верных императору войск (которые там самозародились, поскольку о них не было до сих пор ни слова в этой саге) и останавливает свой полк посреди Исаакиевского моста в качестве резерва".
Поздравляем Розена, который в реальности командовал взводом, с повышением.
Поздравляем Финляндский полк с внезапным самоопределением, которого в действительности не было.

Далее следует всем хорошо знакомый эпизод из "Звезды пленительного счастья" с речью и убийством Милорадовича. Не могу не съязвить, что в "Звезде" операторская работа интереснее.
Милорадович ранен, страдает, ему по всем законам нынешнего реализма прямо в кадре проводят операцию по удалению пули. Герой кряхтит и терпит. Доктор моет руки, ассистент поливает ему из кувшина над тазиком. В кадре крупно белый пластиковый чайник с делениями для воды. Вот он, наслаждайтесь: https://youtu.be/x1wT5o0CHug?t=31m5s

Далее справка о Каховском, готовящемся истреблять императорскую фамилию, и для тренировки стреляющим дома по бутылкам. А также самостоятельно льющим пули и делащим на них насечки, чтобы побольше повреждений нанести. (Каховский похож на Кибальчича только первой буквой фамилии, так что вряд сумел самостоятельно сделать что порох, что пули.)
На площади он стреляет Милорадовичу в спину и вдогонку кидает в него пистолет (видимо, одноразовый), сбивая с него треуголку.
(В спину, потому что Милорадович уже разогнал толпу мятежников и собирался уезжать. Заметим, это это вранье - солдаты его слушали, но не расходились, и Милорадович не расходился, собственно, поэтому Оболенский пытался штыком пугнуть его лошадь, иначе этому конца бы не было. По отчету врача, оперировавшего Милорадовича, пуля попала ему спереди в левый бок. Отчет находится в следственном деле Е. Оболенского и опубликован в 1 томе "Восстания декабристов" в 1925 году, но это все такая скука, согласитесь?)

Далее почему-то в кадре снова Лейб-гренадерский полк, который опять идут захватывать дворец, уже второй раз, но теперь целиком, а не одной ротой (елки, да они не собирались его захватывать! Т.е. спор о том, почему они этого не сделали, стар, как мир, но решается очень, очень просто - они не захватили Зимний дворец не потому, что имели на это какие-то метафизические причины, а потому, что шли на Сенатскую площадь, а не во дворец, и дворец у них просто находился по дороге! Но в фильме нет речи об этом споре). Итак, отечество в опасности, мятежные лейб-гренадеры ворвались во двор Зимнего.
Саперный батальон (не иначе с телепортом) уже оцепил дворец (при том, что только что ему дали приказ занять караулы).
В общем, Саперный батальон спас императорскую фамилию, лейб-гренадеры идут дальше.
Николай по Адмиралтейскому бульвару движется с преображенцами (а не со свитой, как сказано), два паровоза встречаются.
"Мы за Константина!" - заявляет в кадре поручик Панов. (Видимо, он всем встречным это говорит.)
Их диалог с Николаем в реальности был иным и, настоящий, он куда ярче:
"Кого вы ищите? - Своих! - Тогда вот вам дорога"
(Интересно, что тут-то не в тренде? Император-то вполне благороден... У нарисованного Панова страшная рожа трамвайного хама)

Сюжет опять прыгает, перемещаясь не то в 15, не то еще дальше в декабрь.
В Зимнем дворце, оказывается, обнаруживали "множество анонимных писем с угрозами жизни императора", что "подтверждало заговор аристократов". (Пересказ близко к тексту.) Интересно, а никто не писал ли, что дворец заминирован? (особенной популярностью эти записки должны были пользоваться в период междуцарствия)

Снова 14-е, ближе к вечеру.
В 15 с чем-то мятежники вдруг начинают стрелять, толпа бежит на императора (на одного?)... атаку кавалергардов и конногвардейцев нечувствительно пропустили, стрельба началась сама собой, угу.
Император кричит "Шапки долой!", простирая руку. Все головы обнажаются. Очень пафосно, но в действительности этого эпизода не было.

"15 января возникла следственная комиссия" (чтобы Бенкендорф не сошел с ума окончательно, поминутно сверяя хронологию 14 декабря, наверное.). Когда возникла? А предыдущий месяц что происходило? Логично, 3 января генерал А.И.Чернышев получает в нее назначение, следственно +12 (перевод дат со старого стиля) - вуаля, 15 января.
Бенкендорф ведет следствие и сочувствует арестованным, например, мичману Беляеву, вместе с котором они спасали жителей Петербурга в наводнении 1824 года, обещает его "вытащить", и делает это: "мичман Беляев попал на Кавказ".
Трогательная история про Беляева лишена некоторых подробностей: до того, как попасть на Кавказ (по прошению цесаревича Александра), и "владеть собственным пароходом" (пароходством они владели, ау!) они (их два брата, а не один мичман) получают 4-й разряд и отбывают в Сибирь в каторгу. Нет, к Бенкендорфу (обещавшему вытащить спасшего его жизнь мичмана) никаких претензий, не все он мог. А вот авторы закадровой клюквы несколько заврались.

И еще раз заврались: "заговорщики стремились придать движению вес и потому оговаривали кучу народу, до 570 человек - но две трети их были оговорены напрасно и следствием освобождены" (пересказ близко к тексту). Так вот, засада: никто специально никого не оговаривал (т.к. это еще знать надо, на кого показать). Можно было перепутать Комаров, можно было назвать кого-то, кого думал, что приняли, а его никто не принимал (казус Грибоедова), но сознательных оговоров - нет, не было. Как бы ни хотелось выставить декабристов в столь неблаговидном свете. Одно дело - освобожденные невинные жертвы оговора, и другое - те, по поводу кого Комитетом или лично императором было решено "оставить без внимания". Обычно, кстати, без внимания-то не оставляли, карьеры этих "освобожденных" по большей части оказывались испорченными, а то и вовсе прекращались, кто-то вообще под надзор попадал - словом, то еще освобождение.

Внезапно снова вечер 14, во дворце служат "заупокойную службу по погибшим" вместе намеченного молебна.
Вранье, служили-таки отложенный молебен, как и собирались.

Далее про жертвы. 1200 с лишним человек - это по так называемому "списку Корсакова". (Был такой чиновник министерства финансов, в 1829, что ли, году, представил этот список. Он занимался статистикой, изобрел чуть ли не машинку для чтения перфокарт, в общем, я видела версию, что эти цифры у него получились при испытании машинки.) Беда в том, что не подтверждаются эти данные, ни полицейскими списками, ни метрическими, ни записями по полкам. Подтверждаются около 70 человек (по данным историков А.Кононова и О.Эдельман), плюс записки одного из конногвардейских офицеров, дежурившего ночью с 14 на 15 на Сенатской. Он видел (и сосчитал) трупы, которые складывали к ограде Исаакия. У него получилось 59 или 69, сейчас не помню, а вообще всех желающих отсылаю к вышеуказанным статьям, опубликованным в 6 выпуске сборника "Сибирь и декабристы". так вот, оба автора считают разными способами. и оба разными путями получают примерно одну и ту же цифру. 60 или 70, а не 1200.
Не вопрос, 70 - это тоже немало, но масштаб все-таки другой.

Дальше Николай произносит речь перед иностранными послами, за кадром время от времени кто-то копает землю и выкапывает сундук ("Русскую правду"?), первая серия заканчивается, "продолжение в следующем номере".

0

3

Н. Соколова

источник: https://odna-zmeia.livejournal.com/146257.html

"Дело декабристов" (доку-ку-драма), серия 2

    Dec. 23rd, 2017 at 2:28 AM

...начинается с мимимишной девочки в белом платьице, которая ищет маму, но она всю зиму болеет. Потом папу, но папа занят. Девочке печально, она смотрит в окошко.
Это великая княжна Ольга Николаевна, она не знает, что видит в окошко, как к Зимнему дворцу приводят главного злодея (Пестеля) с завязанными глазами. Он развязывается и смотрит на Олю, Оля - на злодея. И это неспроста, потому что за кадром текст:

"Признания подследственных сразу выводили на кровавый след / "преступники уже дают признательные показания", как довелось услышать в телевизоре весной 2014 года/: кандидатов в цареубийцы было немало. Условием для отбора было полное и безотказное подчинение руководителю общества председателю директории Пестелю"
/занудствую, но штришок - у директории Южного общества не было председателя. Оно управлялось тремя равноправными директорами (реально двумя), и правило, которое на следствии цитирует Пестель, звучало: "Повиноваться друг другу, не связывая"./

Далее следует биографическая справка, из которой мы в том числе узнаем, что часть заговорщиков в Петербурге подчинялась именно ему и потому не выступила 14 декабря /а, вот кто еще во всем виноват!/ «Они действовали на стороне правительства, потому что не получили от Пестеля приказа присоединиться к восставшим».

Истинно злодей. Уже в 1825 году имел мобильник и возможность приказать своим сторонникам из Подольской губернии в Петербург в режиме реального времени - но по врожденной злодеистости не стал. Или денег на межгород пожалел.

Далее я вообще перестаю понимать, о чем идет речь:

"За два месяца до восстания Пестель направил в Петербург своего помощника, чтобы договориться о совместном выступлении. Но северяне /в кадре портрет Никиты Муравьева/ отвергли этот план и решили действовать самостоятельно".

Не знаю, что имеется в виду (у меня даже версий нет).
Дальше мы узнаем о доносе Майбороды, а далее следует текст:
"Узнав о доносе, Пестель решает сдаться властям /"спасаясь от смерти, покончить с собой"/. Он написал черновик своей покаянной речи Александру 1". (Александр уже две недели как умер, и Пестелю это прекрасно известно - а вот про донос - еще нет, но пофиг, вальсируем, больше бреда богу бреда.) Напросились: "Но узнав о внезапной смерти императора, резко поменял планы. Он созвал экстренное совещание, на котором решил немедленно организовать выступление".
«Но за ним (Пестелем) уже был выслан конвой. Через несколько дней он получил предписание явиться в главную квартиру полка». (Полка, Карл! Какого??? А находился-то в тот момент где?)

Потом они прячут "Русскую правду". Ее "запечатали в клеенку" (упаковка сумок в Ашане), положили в сундук ("на груди или в ларчике", как спрашивали на следствии о перевозке "Русской правды" В. Давыдова, видимо, здесь был "Остров сокровищ") и закопали в поле у селения Кирсановка.

Жаль, не Базаровка, но писатель Тургенев все равно сюда заходил, а вот реальность нет. Кирнасовка оно называется, но, видимо, это трудно выговорить.

"Первый допрос Пестеля не удался" (молодые люди, выстесняйтесь и зайдите еще раз).

Дальше начинается история о казнокрадстве, в которой прекрасно все от первого до последнего слова.

"Пестелю предстояло следствие о финансах полка".
Вранье. Предстояло, но не Пестелю, и очень жаль, многое было бы понятнее. Это разбирательство прошло практически без его участия, поскольку заговор был вопросом более важным.

"Жалованье командира полка 3000 р. в год".
Вранье. Жалованье командира армейского полка - 793 рубля в год.

"Он выплачивал колоссальные долги отца, бывшего сибирского губернатора, обвиненного в казнокрадстве".

Вранье. Как это - "три раза ку"?
Ку раз. Долги Ивана Борисовича Пестеля составляли 42000 р. Это большая, для их семьи - очень большая сумма, но в Петербурге за ночь проигрывали и больше. Колоссальные по тем временам - это сотни тысяч. К примеру, отец А.С.Пушкина к концу жизни имел 200 000 долга, (пока не посчитал, думал, что 100000 р.), и его это не тревожило.

Ку два. И.Б. Пестель был не губернатором, а генерал-губернатором Сибири.

Ку три. Его 42 000 р. - это частные долги. Обвинения в казнокрадстве и вообще так называемых "казенных претензий" к ему не было.

"Сам Пестель жил скромно, но был замешан в крупных махинациях. Например, он получил обмундирование с двух складов одновременно, один комплект продал, обменяв на деньги".

Я даже не знаю, что тут сказать. Можно сказать, что вранье, но это как-то невнятно. Понимаете, никто не выдавал армии "обмундирование", к тому же комплектами. Обмундирование и прочая хрень, которая нужна для службы, производилась солдатами самостоятельно из исходных материалов, вот их-то частью и выдавали комиссариаты (хорошо, если очень хочется, давайте назовем их складами).

История, которая здесь имеется в виду, произошла с двумя комиссариатами, но не с обмундированием и даже не сырьем, а с деньгами, и дала не 60000 в сумме, а 6000, да и тех Пестель не увидел, потому что получал их Майборода, и больше этих денег никто не видел.
(А за подробностями в текст Мыши "О.И. Киянская и золото партии", потому что рассказывать об армейском хозяйстве или вообще не надо... или не надо, особенно если совсем ничего в нем не понимаешь, так бы госпожа Елисеева хоть умное лицо бы сделала).

Итак, 60000 рублей (70 миллионов, как сообщают нам в кадре, на современные деньги, не знаю уж, по какому курсу их переводили) пошли на нужды тайного общества.

Тут нечего обсуждать, кроме двух вопросов - кто же тогда выплачивал "огромные долги" Ивана Борисовича? Второй - куда тайное общество дело эти бешеные деньги?

Далее мы переходим к Российско-Американской компании и ее финансовым операциям, потом без перехода - Рылеев жил в доме главы компании Мордвинова, в его квартире собирались заговорщики.

"У следствия закономерно возник вопрос /вы удивитесь, но этот вопрос следствию даже в голову не приходил/: "Не пытались ли путем восстания должники расправиться с кредиторами, т.е. с самодержавным государством?"

Не знаю, что тут сказать. Тут нет никакой логики, даже бредовой. Я вообще не понимаю, какая связь между местом службы (и казенной квартиры) Рылеева и расправой с самодержавным государством, т.е. в данном случае банком? В отличие от авторов фильма, я не знаю ни одного декабриста, бывшего пайщиком или хотя бы должником этой компании (а они правда в том числе и деньги взаймы давали, тот же Иван Борисович Пестель в том числе и у них занимал, но авторы, к счастью, этого не знают).
Я вообще не понимаю, как получается это придумать, может быть, чем бредовее звучит построение, тем убедительнее оно выглядит?

Отметим еще одно: адмирал Мордвинов (лакей Фирс в маразме в фильме) никогда не был главой Российско-Американской компании, он был одним из трех членов так называемого "Политического комитета", контрольного органа компании, состоящий из ее акционеров. У компании было 4 директора, и ни один из них - не Мордвинов. Как жаль, правда?

Внезапно от сложных финансовых дел Российско-американской компании мы перешли к тому, что Пестеля не любили товарищи, потому что "он собирался играть роль Бонапарта в грядущей революции" (не знаю, в чем состоит роль Бонапарта в революции. М.б., закончить ее уже?) . Но на эту роль претендовали многие, "и Пестель предвидел это и решил обезопасить себя: установил слежку за многими членами Южного общества, приказал Сергею Волконскому вскрывать все письма, приходящие в штаб 2 армии и поощрял взаимное доносительство". /И как, преуспел?/

Не знаю, что сказать. Бедный Волконский, жизнь его к такому не готовила. Живешь в Умани (121 км, согласно карте) и каждый день мотаешься в Тульчин вскрывать всю приходящую туда почту. А там его уже фельдъегери ждут, топочут: да вскрывай давай, заждались, обратно ехать пора, хотим сдать уже эту почту!

Внезапно в кадре очная ставка с Поджио. Она происходит в кафе, судя по тому, что оба участника сидят за столиком, накрытым скатертью и, похоже, ждут своего заказа.

Путем ножниц и клея из многостраничного бреда Поджио вычленяется истребление женского пола, в том числе за границей. Далее в кадре мимо Пестеля проходит кто-то (Николай?) и протягивает ему беленький скромный платочек с императорским вензелем - стереть кровавые следы от кандалов (? или что там у него на страшных злодейских руках?) (Все это в замедленной съемке, я пытаюсь понять, что это за тряпочка с вензелем, сначала думаю, что это беленький носочек девочки Олиньки, так сказать, немым укором, но нет.)
Пестель, глазом не моргнув, берет платочек и вытирает руки, медленно и тщательно. За кадром голос рассказывает, что "обреченная когорта" должна была истребить прежде всего императора, а потом общество ею (когортой) пожертвует и истребит уже ее. Пестель все это время медленно стирает кровь с запястий, Николай, холодея, с ужасом смотрит на него.

https://img-fotki.yandex.ru/get/373867/352679596.9/0_27034e_a9f4c669_XL.jpg

Итак, за что же должны были умереть все члены императорской фамилии "и многие другие люди"?

Переходим к конституционным проектам, начинаем с "Русской правды", по которой предполагалось:

1. "Выселение всех кавказских народов в Сибирь" /всех?? вообще всех?/,
2. "Переселение евреев под конвоем в Палестину" /какого размера конвой предполагается?/.
3. Перенесение столицы в Нижний Новгород.
4. "Объявление революционной войны всем соседям Российской империи" /менее мучительный способ общенационального самоубийства автора, видимо, не устраивает/.
5. Внутри страны создать военизированный жандармский корпус в 50 000 человек.
6. "Кроме того, предполагалось объявить в России 10-летнюю военную диктатуру для укрепления новой власти", "на роль диктатора претендовал сам Пестель".
На этом, видимо, содержание «Русской правды» закончилось.
После этого внезапно (это 16-ая минута второй серии) возникает вопрос об отмене крепостного права.

Но правительство ведь об этом думало! да еще как!
Декабристы считали, что после победы революции все сословия будут отменены, и крепостное право таким образом тоже /ничего, что это разные вопросы?/.

(В нашей истории куда-то нечувствительно делась конституция Никиты Муравьева, да и Бог с ней, верно?).

Переходим к земельному вопросу. Северное общество так стремилось захватить власть, что освобождало крестьян вообще без всего, с 2 десятинами "вместо положенных 15" /я не в теме, кем положенных и куда?/.

Южное делило землю на 2 части - помещичью и "собственность государства".

Волости "Русской правды" и государство - это совершенно разные вещи, там нет гос.капитализма, но, видимо, очень хочется увидеть, так авторам понятнее.
Далее следует пересказ "дележа земли", который я не хочу повторять – и не могу, это бессвязный бред, не имеющий к Пестелю никакого отношения. Там совпадают некоторые слова, оно переврано и/или непонято, или, что скорее, сознательно искажено. "Кроме того, для крестьян предусматривались общественные работы" и невозможность продать свою землю.

Нет, Пестель не вводил государственного крепостного права, и колхозы он не придумывал, это или вранье, или невежество, или оба вместе.

На этом пересказ конституционных проектов заканчивается, далее следует:
"Все проекты заговорщиков были настолько несбыточными и жестокими, что следствие не воспринимало их всерьез. С русской реальностью начала 19 века они никак не сочетались. Ни одно из обществ до конца не осмыслило и не сформулировало идею крестьянской реформы."

Вранье. Осмыслило. И сформулировало.
Я боюсь, тут или авторы не потрудились что-нибудь осмыслить, или ставили перед собой другие цели.
Ну и тут есть еще один изящный перевод стрелок. Хорошо, проекты декабристов в этой сфере были плохи, «несбыточны и жестоки» (по отношению к кому?), как обстояло дело с правительственными? Где же деятельность правительства в этом направлении? Мне как-то неудобно напоминать читателям, что правительство породило собственный проект крестьянской реформы (и саму реформу) только 36 лет спустя, в царствование уже следующего императора, и эта реформа вышла тоже не особенно удачной, растянув решение крестьянского вопроса на следующие 50 лет и породила в конечном итоге две русские революции.
А в текущем, т.е. Николаевском, царствовании правительство породит только несколько секретных крестьянских комитетов, результатом деятельности которых было ничего – и реформа государственных крестьян, проведенная П.Д. Киселевым вне этих комитетов. Как-то, мне кажется, особо нечем похвастаться.

Финальная фраза этого пассажа это подтверждает:
"Тем не менее декабристы в общественном сознании долгие годы оставались борцами за свободу крестьян".

Видимо, зрителям надо подумать, что зря оставались.

Движемся дальше, но не можем не врать, привычка, видимо.
"Куранты Петропавловской крепости каждый час вызванивали английский гимн". "Коль славен наш Господь в Сионе" они вызванивали, вроде бы это не английский гимн еще?

"Содержание в крепости нельзя было в полной мере назвать тюремным".
Далее рассказывают про обед с телятиной и пополневшего Оболенского. В кадре - Трубецкой бастион, построенный в 1870-х годах. Неподходящие к делу мемуары (не будем брать крайности вроде Якушкина и М. Бестужева) - Басаргина, Лорера, Зубкова - мы не цитируем, они испортят картинку.
Далее пересказывается Лорер и история про принесенные ему апельсины, но крысы и плесень по стенам доверху из его мемуаров куда-то делись.

"Бестужев-Рюмин в крепости со словарем начал заниматься русским языком" /как до того выжил в России бедный масик, неведомо/.

Далее следует цитата с просьбой разрешить отвечать по-французски с подписью "Александр Бестужев". Без комментариев, видимо, ко второй серии авторы устали. Бестужева-Рюмина, мне кажется, Михаилом звали, и фамилия у него несколько другая, Александр Бестужев – это другой человек (кстати, и тот, и другой, русским языком вполне владели, но хватит уже придираться!)

Далее следует рассказ о содержании в крепости, который неописуем, потому что непонятно, к чему восходит, похоже, что к описанию камер Трубецкого бастиона. Коридоры там были устланы войлочными коврами, охрана ходила в мягких войлочных тапочках, а все замки были бесшумными, и весь этот дурдом - чтобы "не потревожить покой узников".

Не хочу обсуждать благую цель использования бесшумных замков и белых тапочек, замечу только, что до вечера 14 декабря по прямому назначению (т.е. в качестве тюрьмы) использовался только Алексеевский равелин, а тут пришлось быстро освобождать тьму помещений, городить там перегородки, вставлять в двери замки (думаю, что какие под руку попались) - откуда они взяли столько ковриков и прочего?
На эту тему написана не одна статья Марины Вершевской, но авторы выше этого, они на такие мелочи не размениваются.

Теперь слайды:

https://img-fotki.yandex.ru/get/373867/352679596.9/0_27034d_b82e1cfb_XL.jpg

А коврики они каждый день пылесосили? А кварцевые лампы включали?

Но им все равно все не нравилось. Например, "Петр Свистунов пытался отравиться, наглотавшись медных пуговиц".
"Если мальчик любит мыло и зубной порошок, то у этого дебила будет заворот кишок".

И не выиграл, а проиграл, и не пуговицами, а лампочкой, т.е. битым стеклом от лампочки, и я не могу назвать это отравлением.

Дальше идет история Булатова, из которой мы узнаем, что Рылеев завербовал его в заместители Трубецкого и цареубийцы. Мне кажется, что одновременно то и другое делать неудобно.

Далее мы внезапно возвращаемся в 13 (или даже 12) декабря, на квартиру Рылеева, где мальчики с лицами юных барчуков капризными голосами наперебой предлагают идеи одна другой бредовей, запивая водкой.
Здесь в мелочах тоже много и вранья, и передергиваний, но я даже не возьмусь это разбирать.
Герои отменно отвратительны все, но вне конкуренции Рылеев, это какой-то прыщавый мажор с гопническим голосом, в принципе он может, если захочет, поотжимать мобильники у метро.

Дальше почему-то еще раз, но с какими-то другими подробностями, пересказывается 14, потом вечер в квартире Рылеева, где они договорились, как держать себя на следствии (что??). Потом "Рылеев отправил эмиссара на юг, во 2 армию, где действовали еще более радикальные заговорщики".

/у меня нет версий, кто это. Свистунов? Оржицкий? Или они просто не знают, кто эти люди? и куда его отправили?/.

Итак, на 32-й минуте 2 серии возникает Черниговский полк.
"Подполковник Черниговского полка Сергей Муравьев-Апостол решил действовать. Его поддерживал товарищ, подпоручик Полтавского пехотного полка Михаил Бестужев-Рюмин".

У них был хитрый план.
Они "решили начать собственное восстание. /это частная драка/ Они отправили в соседние полки письма и призвали присоединиться к ним и направиться на обе столицы. Но ни одно из подразделений не поддержало их призыв".
(Я их понимаю - одновременно на обе столицы-то.)

Восстание началось 31 декабря встречей Нового года (отличное начало, я считаю!). Восставшие вышли из повиновения властям, начали грабить селян и кабаки, "прокатилась волна изнасилований". (Это, если что, пересказ событий восстания, максимально близко к тексту. Всех событий, больше ни слова нет.

"Уже через два дня правительственные войска начали штурм мятежного полка". /На осаду времени тратить не стали, уже хорошо./
"При первом же пушечном залпе солдаты встали на колени. Раненый Муравьев пытался сесть на лошадь, пехотинец вонзил штык в брюхо лошади, воскликнув: "Вы нам заварили кашу, кушайте ее с нами". Солдаты окружили Муравьева, ему не оставалось ничего, кроме как сдаться". (Интересно, с колен они для этого встали, или так на коленях и ползли окружать?).

Я уже устала отмечать вранье, но все-таки скажу. Количество пушечных залпов против восставших черниговцев известно, потому что есть рапорты командиров частей, участвовавших в подавлении восстания (ну и наконец есть книжки об этом, в том числе в сети, не надо для этого читать рапорт генерала Ф.К. Гейсмара). А мы с вами почитаем, потому что, в отличие от авторов фильма, у меня судьба-карамелька, и можно просто снять книжку с полки.
«Мятежники на наших глазах зарядили ружья, выстроились в каре и направились скорым шагом по направлению к моим орудиям. Подпустив их приблизительно на 200 шагов, я стал осыпать их сильным картечным огнем. При первых выстрелах они держались сравнительно в порядке, но уже при 7-м и 8-м выстрелах пришли в окончательное смятение и бросились бежать порознь вправо и влево. Этот момент я использовал для общей кавалерийской атаки». («Восстание декабристов. Т. 6. С. 67-68.)
Даже не знаю, как это Гейсмар пропустил коленопреклонение?

"Муравьеву как офицеру, нарушившему присягу, грозила высшая мера наказания" - остальным, видимо, нет, можно бунтовать.
Секунду я недоумеваю, зачем это, и далее следует:
"Но его настигло еще более страшное известие: /замираю, ожидая истории про застрелившегося младшего брата, и тут/: его отец, сенатор Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, проклял своего сына и позаботился, чтобы это известие довели до его сведения".

В кадре все это время происходит тяжелая жизнь крестьян в своем овине. За кадром, видимо, Иван Матвеевич заимствует мобильник Пестеля и звонит сыну проклинать.

"Отец другого смертника, Михаила Бестужева-Рюмина, узнав о его казни, сказал "Собаке - собачья смерть". И вскоре действительно умер, но об этом нет речи в нашей саге.

Собственно, с головоногими все, переходим к казни, "для которой были все основания", потому что "согласно уставу кадровый военный, вышедший с оружием в руках против государственной власти, приговаривался к расстрелу". /Нет такого места в уставе, потому что устав, т.е. «Артикул воинский», составленный в 1716 году, при Петре, даже предположить подобного казуса не может, но не будем уже придираться./

Таким образом, смертной казни (расстрелу, разумеется) подлежат не 5 человек, а несколько десятков. Заинтриговано ждем развязки.
Почему 5 и почему повесили? Почему среди этих пяти двое штатских, а военный Пестель, если куда и выходил, то только на улицу?

Внезапно возврат назад, к следствию, и Бенкендорф "вежливо, но настойчиво" добивается от Трубецкого сведений о Сперанском. Почему у Трубецкого о Сперанском? А потому, что под фонарем светлее, это все наши заявители знают.

"Накануне 14 Рылеев пришел к Сперанскому и пригласил его во временное правление".
(Что?? Что это было, пух, не опознаю! И почему тогда Бенкендорф не заходил с этим вопросом к Рылееву?)

На 37 минуте следствие начало подводить итоги, и вот тут у вновь возник вопрос о веществах, которые воскуряли авторы.
Выяснилось, что:
- восстание должно было начаться одновременно в Петербурге и на Юге 12 марта 1826 года в годовщину воцарения Александра. /желаю удачи наступающим на Петербург в эти числа/
- все заговорщики носили железные кольца с цифрами 71 (они обозначали сумму дней до даты бунта от нового года) (и здесь мы выясняем, что у заговорщиков плохо с математикой, и сумма должна быть 70, а не 71)
/Про кольца у меня нет версий, кроме истории с кольцом Д.Панова, которое оказалось знаком офицерской артели полка, в котором он раньше служил./

Дальше страдает Александра Федоровна. Очень, очень страдает, лежит в постели, мечется, бредит, из последних сил пытается встать, даже сомневается, нужна ли она мужу, который неделями не приходит, потому что "занят в следственном Комитете". Сзади возникает Николай, чтобы, видимо, доказать, что нужна, и похоже, сейчас сделает это неоднократно.

Следующим кадром Николай, открывающий Верховный уголовный суд. "За слезы наших матерей", понятно вам?

"Это дело можно было решить в 24 часа без ученых правоведов" (действительно, зачем в нашем отечестве правосудие, рубать их всех надо, как говорил товарищ Буденный), но император потребовал суда.
Авторы не в курсе, что суд не состоял не только из правоведов, но даже и не из ученых, некоторые из судей даже писали плохо.
"Суд и казнь давали понять, что дворян, поднявших руку на власть, будут судить по тем же законам, что и остальных подданных. Но заговорщики не были готовы встать на одну доску с простонародьем".

Здесь тоже нечего сказать, кроме как спросить - о чем это? По каким законам? К чему должны были быть готовы декабристы? У дворян, даже осужденных, есть права и привилегии, которые сохраняются (и в их случае тоже частью сохранились). Эти права и привилегии оговорены законом, обязательным для всех подданных.
Ну и наконец - хаос в законах Российской империи одинаков для всех сословий, так что готовым можно было быть к чему угодно.

Далее мы выясняем, что Трубецкой, например, надеялся на полное помилование и восстановление во всех чинах (его до суда их и не лишали, но это мелочи). Не знаю, откуда эти дровишки, дух Трубецкого явился и по секрету сказал Ольге Елисеевой?

Бегло следует приговор и казнь. На картинке для силы впечатления все закованы. (Как срывать мундиры в этом раскладе?)

Потом веревки не выдержали тяжести кандалов (а вот не надо сушить кандалы на веревке).
«Через два часа тела повешенных сняли и отнесли в Троицкую церковь для отпевания.» (Троицкая церковь - это ближайшая к крепости приходская церковь, давшая имя Троицкому мосту.) Таким образом пятерых повешенных, в том числе одного лютеранина, принесли в храм для отпевания как раз к литургии.
Ждем сенсации - записи об этом отпевании в части 3-й "Об умирающих" метрической книги церкви Троицкой г. Санкт-Петербурга за 1826 год. Пока ничего слышно, но не теряем надежды.

Оставшиеся поехали в Сибирь (суда по тексту, все вместе, одним поездом), судя по линии на карте, по Транссибу - за МКАДом для авторов жизни поистине нет, и они не знают, что Транссиб и старый тракт идут разными маршрутами.

"Их встретили тепло и отправили на легкие работы в Читу".
"Уже 22 августа 1826 года Николай объявил о сокращении срока" (Это коронационный манифест, так положено, это ничего?)

"За ними поехали 11 жен (в их числе внезапно Анастасия Якушкина), 8 сестер и матерей (тоже, видимо, одним поездом), через 4 года им разрешили жить по квартирам (Петровский с отменой всего этого выпал, не будем о грустном, галантно не упомянуто, что это разрешалось только семейным), они устраивали концерты".

Потом Николай сокращал и сокращал сроки, после чего "большинство декабристов остались в Сибири и нашли себе гражданское занятие".
Видимо, нам пытаются сказать, что в Сибири они остались не потому, что вышли на поселение, а потому, что им там понравилось, и они нашли себе гражданское занятие - в противовес службе в армии.

Дальше "судьба участников".
"Александр Одоевский отправится рядовым на Кавказскую войну". (Видимо, собрал вещи, сел в поезд и поехал). Финала его истории в фильме нет.

"Александр Муравьев (внезапно. До того о нем ни слова не было.) сделал государственную карьеру и закончил свои дни в звании сенатора". (Он уехал в Сибирь без лишения чинов и дворянства, но это лишнее, это опустим).

Якубович болел головой и попал в больницу по распоряжению губернатора, где на следующий день умер.
(Все, больше никто не упомянут, только четверо детей у Трубецких.)

А потом Александр II объявил амнистию.
"Только несколько бывших заговорщиков воспользуются правом покинуть Сибирь". Да, как говорится, "Белинский встретил отмену крепостного права гробовым молчанием".
"Только несколько" не воспользовалось. Остальные дожившие - да, и с удовольствием.

Названы эти некоторые: Волконский, Трубецкой, Пущин и Оболенский. Остальные фамилии, видимо, ни о чем не говорят Ольге Елисеевой.

Но и это еще не конец. Следует экскурс во внутренний мир Николая, полученный, видимо, тоже в результате спиритического сеанса с духом покойного государя. Мы узнаем, что "добродушный по природе, он начал изменять самому себе", и он решил смириться с тем, что никогда не узнает о заговоре всего, и распорядился прекратить расследование, а секретное делопроизводство о высших сановниках и членах императорской фамилии уничтожить. /Члены императорской фамилии тоже заговор готовили?/

/Таким образом, возможные возражения зрителей предвосхищает ответ: мы никогда не узнаем всего, потому что документы уничтожены, так что наша версия имеет право на существование./

У Николая созрел громадный план преобразований: отмена крепостного права, реформа армии, "открытие сотен тысяч школ, вузов и технических училищ", а также строительство железных и шоссейных дорог, которых в России всегда не хватало.
"Закрыв дело декабристов, молодой государь вздохнул и расправил плечи".

Т.е. я правильно понимаю, что, расправив плечи, он все это сделал? Отменил, реформировал, открыл? И железные дороги сам построил, хотя мы до сих пор думали, что это граф Клейнмихель?

Триумфальная музыка, что-то вроде "Россия, вперед". И только в своем кабинете Бенкендорф задумчиво крутит кольцо с цифрами 7 и 1.
За кадром слова: "Все только начинается".

Да, нам обещают продолжение сериала: Петрашевцы, Народники, "Народная воля", обязательно по нескольку серий при живейшем участи Военно-исторического общества.
Даешь бюджет, все только начинается!

0

4

Вдогонку к фильму 1 канала о декабристах.

Дмитрий Виноходов поделился ссылкой на интервью "Литературной газете" Ольги Елисеевой, автора сценария фильма, о которой я в посте о первой серии фильма недоуменно спрашивала, как она будет смотреть в глаза нашим учителям.
Знаете, этот текст - он "посильнее "Фауста" Гете", а Ольга Елисеева - персонаж повыразительней Киянской. Если я размышляла, верит ли Киянская в то, что пишет, то здесь размышлять не о чем, и вопрос веры не стоит. Автор выбрал. Да, вот так вот пафосно, в какой-то момент ты говоришь "Да" тому, чему по всем нравственным законам говорить "да" нельзя, и мир вокруг волшебно меняется, да и ты меняешься. Ты выбираешь служение (или обслуживание) идеи, лагеря, принципа, государственного института (еще чего-то, подставьте нужное), и некоторые вопросы снимаются сами собой (научной добросовестности, работы с источниками и прочие всякие мелочи).
Отцом лжи называют сами-знаете-кого, и называют недаром. Говоря "да" лжи, ты говоришь "да"... Да, вот так и говоришь, "и ты не сможешь оправдаться неведением", как сказал некогда один из героев ее фильма по другому, но тоже очень серьезному поводу. Впрочем, пока человек жив, у него есть время.
"Кого мы выбираем своими героями? Чьими именами называем улицы? Кого ставим детям в пример? Чего хотели эти люди? Полагаю, того же, через что мы прошли в начале XX века. Умылись кровью. Потеряли миллионы соотечественников. Сильно затормозили развитие страны. Хотите поспорить? Поспорьте. Только с фактами в руках. А вдруг то, что вам приказали забыть, больше, чем то, что разрешили оставить?"
Как говорится, больше - на сайте.   Вот текст интервью: http://www.lgz.ru/article/-3-4-6628-24- … ekabristy/

Мне прямо жаль, что госпожа Елисеева не зайдет ко мне на огонек поспорить "с фактами в руках". Впрочем, не знаю, стоит ли разговаривать с картошкой фри, есть ... как бы это сказать... сущности, быть может?, с которыми вовсе не стоит вступать в беседу.

https://odna-zmeia.livejournal.com/146888.html

0


Вы здесь » Декабристы » ТЕАТР, КИНЕМАТОГРАФ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ » "Дело декабристов"